19 марта 2002
Ну посудите сами. Во вторник Комиссия по Регламенту Совета Федерации приняла решение не рассматривать на заседании верхней палаты кандидатуру Альфреда Коха, представителя от Законодательного собрания Ленинградской области, ибо документы, пришедшие из области, Регламенту не соответствуют. Более того, один из конкурентов г-на Коха оспаривает его избрание сенатором через областной суд.
Казалось бы, нельзя так нельзя. Однако все не столь просто и однозначно. В разговоре со мной Татьяна Коновалова, представитель от законодательного Собрания депутатов Ненецкого АО, опытный правовед, кандидат юридических наук как дважды два доказала, что Регламент не может быть выше Закона, а по нему Кох стал сенатором в момент его избрания областными ленинградскими законодателями. О чем, кстати, Татьяна Коновалова и заявила в Совете Федерации.
Но и это еще не все. В минувшую пятницу в Государственной Думе появилось протокольное поручение, в котором предписывается Комитету Госдумы по безопасности выяснить, принимали ли во внимание депутаты Законодательного собрания Ленинградской области при оценке личности Коха то, что он, работая в правительстве Российской Федерации, являлся прямым участником проведения приватизации в России, разрушившей экономику Российской Федерации в период 1992-1996 гг., а также, что Генеральной прокуратурой РФ в отношении Коха возбуждались уголовные дела по обвинению в умышленных корыстных преступлениях, впоследствии прекращенных по нереабилитирующим основаниям (по амнистии).
То есть история сенатора Альфреда Коха только разворачивается, куда вывернет, пока неизвестно, но коллизия Регламента и закона уже обозначилась весьма отчетливо.
Но самая громкая, пожалуй, сенсация связана с отказом Председателя Совета Федерации Сергея Миронова нанести визит Ясиру Арафату. Вот уж где истоки происходящего лежат глубоко от поверхности.
На первый взгляд, налицо эмоциональный шаг и явный внешнеполитический промах только начинающего свой путь на высшем федеральном уровне политика. Сто дней, которые Сергей Миронов возглавляет Совет Федерации, – это не срок. И потому отказ выслушать обе стороны палестино-израильского конфликта можно было бы объяснить неопытностью спикера верхней палаты. Однако мало кто обратил внимание на два обстоятельства.
Во-первых, в среду на импровизированной пресс-конференции Сергей Миронов объявил, что вскоре палестинскому народу станет полегче. Тогда присутствующие восприняли сказанное с иронией. И напрасно. Вскоре действительно мир потрясло сообщение о том, что США резко сменили тон оценок палестинского государства, и знаменитое постановление Совета Безопасности ООН повергло в шок самых искушенных аналитиков. Значит, Сергей Миронов знал что-то такое, о чем либо не был осведомлен, либо не мог открыто сказать министр иностранных дел Игорь Иванов. Иначе зачем бы он так растерянно пытался отмежеваться от рискованного внешнеполитического жеста спикера верхней палаты?
Во-вторых, уже в воскресенье утром прошло сообщение о том, что посол Палестины в России попросил о встрече с Сергеем Мироновым, после которой заявил, что “инцидент исчерпан”. Инциденты такого уровня так быстро не исчерпываются, а обиды не забываются. Однако факт остается фактом. Значит, что-то произошло или стало ясно, что произойдет, отчего палестинская сторона вдруг повела себя таким образом, что Сергей Миронов стал ей скорее другом, чем обидчиком.
Был и еще один момент, который если уж не объясняет многое, то уж точно наводит на размышления. В пятницу в Государственной Думе депутаты два раза тщетно пытались принять Заявление в защиту палестинского государства. То, что Заявление не набрало нужного количества голосов, неудивительно. В тексте были очень резкие оценки и выражения, и Госдума, принимая текст, явно становилась на одну из конфликтующих сторон. Удивительно другое. Владимир Жириновский, чье отношение к Израилю можно назвать, мягко говоря, прохладным, выступил резко против Заявления. Он сообщил, что США летом начнут войну против Ирака, и нынешний поворот в сторону Палестины – это не что иное, как попытка расколоть арабский мир, привлечь на свою сторону новых союзников. Поэтому России нужно поддерживать Израиль, а не Палестину. И хоть выступление лидера ЛДПР было воспринято с нескрываемым скепсисом, Заявление все же было успешно провалено.
Однако через несколько часов, уже на исходе затянувшегося рабочего дня, Заявление все же было принято, хотя и со слегка смягченными и сбалансированными формулировками. Откуда-то появилась сотня недостающих голосов…
Мне кажется, перед нами разворачивается какая-то сложная, многоходовая политическая комбинация, организовать и проводить которую без ведома высшего руководства страны не рискнул бы никто.
А между тем Государственная Дума продолжила недельную череду сенсаций. Две из них – это сенсации надолго. Во-первых, в результате незакончившегося обсуждения поправок в закон о Банке России многолетний председатель Центробанка Виктор Геращенко ушел в отставку. Или – его ушли. Но в любом случае значение этого события прояснится не сегодня и не завтра.
Дело в том, что резкость, язвительность и категоричность выступления в Думе этого финансово-экономического тяжеловеса были таковы, что стало ясно: его конфликт с правительством зашел уже слишком далеко. И главным объектом спора банкира с властью была защита независимости главного банка страны. Внесенные правительством поправки в закон эту независимость весьма ограничивали.
Вторая и, пожалуй, наиболее значимая сенсация – это принятый с третьего раза во втором чтении закон, который в журналистских кулуарах назывался так: “Деньги в обмен на льготы”. Военнослужащие по этому закону получат прибавку к денежному содержанию, зато платить будут за все как все.
Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, по-моему, впервые в жизни проведший в Думе целый рабочий день, путем уговоров, компромиссов, кулуарных совещаний с руководителями фракций все-таки продавил законопроект во втором чтении и радостно сообщил журналистам, что теперь военные будут получать в два-два с половиной раза больше. Хотя мне показалось, что-то у министра плохо с арифметикой. Вывод этот можно сделать, посмотрев предложенную самим же Алексеем Кудриным таблицу.
Из нее следует, что первый заместитель министра обороны, генерал армии с выслугой более 32 лет, будет получать вместо нынешних 9306 рублей аж 13 198 рублей. А прапорщик вместо 1872 рублей получит 2843 рубля. При желании, конечно, можно такое увеличение назвать “два-два с половиной раза”, но дело не в этом. Я вполне допускаю, что рост дохода на 3 с лишним тысячи рублей убережет генерала армии от дезертирства с места службы с оружием в руках, но копеечная прибавка прапорщику жизнь его не облегчит. А если учесть, что думские военные считают несколько по-иному, чем министр финансов, и расчеты их выглядят более реально, то особого оптимизма продавленный правительством закон вызвать не может.
Однако впереди еще третье чтение в Думе, одобрение или отклонение в Совете Федерации. Там в комитете по обороне много генералов, умеющих хорошо считать и рассчитывать.
Политический обозреватель Владимир Верин.