18 сентября 2002
Вчера в Иркутске начал работу Байкальский экономический форум (БЭФ). Председатель Совета федерации РФ Сергей Миронов заявил, открывая форум, что задача БЭФа – сформировать взвешенный государственный подход к развитию Сибири и Дальнего Востока. Именно эти регионы, по мнению спикера, помогут России в интеграции в мировое пространство. С ним согласились и министры Илья Клебанов и Сергей Франк. Выступая на БЭФе, они отвели Сибири и Дальнему Востоку особую роль. Полпред президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский сделал многообещающий прогноз – реализация “Стратегии развития Сибири” приведет к экономическому росту этих регионов, темпы которого будут опережать среднемировые.
На пленарном заседании форума собралось более 2000 человек: 100 членов Совета федерации, представители 33 регионов России, делегации из Северной и Южной Кореи, Японии, Китая, руководители крупного бизнеса (“Русский алюминий”, “СУАЛ”, МДМ, “Газпром” и др.).
Открыл заседание Сергей Миронов, который заявил, что учредители БЭФа (в числе которых Минэкономразвития РФ и Совет федерации) намерены придать форуму новый импульс, вывести его на другой уровень. В частности, предполагается, что форум поможет определить проблемы, мешающие развитию Сибири и Дальнего Востока, и найти пути их решения. По мнению спикера, будущее России основано на могуществе этих регионов.
Министр промышленности Илья Клебанов сказал в своем выступлении, что основная причина сегодняшней непростой ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке – в низкой конкурентоспособности этих регионов. “Причины в высоких энерготарифах и транспортных издержках, продолжительности отопительного сезона и суровых условиях проживания, – пояснил он. – Особенно показателен Дальний Восток. Если средний тариф по РАО “ЕЭС России” составляет 59,8 коп. за 1 кВт. ч, то у “Востокэнерго” он уже 98 коп., “Сахалинэнерго” – 117 коп. Федеральные власти намерены поддерживать развитие топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока и Забайкалья строительством новых ГЭС в трех регионах и двух энергетических комплексов на Курилах. По нашим прогнозам, это снизит тарифы в два раза”. По мнению министра, состояние экономики регионов улучшит и решение транспортной проблемы. Правительство ведет речь о развитии сразу нескольких направлений – железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и воздушных путей. Проекты предусматривают соединение Транссиба со странами Юго-Восточной Азии, восстановление единой автомобильной дороги Санкт-Петербург – Владивосток и создание условий в региональных аэропортах для кроссполярных перелетов.
Министр транспорта Сергей Франк также уверен, что “успех развития регионов зависит от транспорта”. Он предложил создать Международный консорциум Южной и Северной Кореи, Японии и России для реализации совместных транспортных проектов.
Полпред президента Леонид Драчевский пообещал, что реализация стратегии приведет к бурному развитию экономики регионов Сибири. “Экономика Сибири, – сказал он, – перейдет от сырьевой направленности к сбалансированной. Но сегодня именно сырьевой сектор должен создать базу для перехода к иной направленности экономики”.
Ирина ЛЕНЬШИНА.