17 сентября 2002
Из выступления Сергея Миронова перед участниками Дней Совета Федерации в Якутии
Давно назрела необходимость принятия базового закона о районировании территории Севера России, в котором был бы прописан механизм реализации государственной политики развития Севера страны.
***
Принципиальное значение для северных регионов имеет проблема укрепления единой финансовой системы России для реализации принципов бюджетного федерализма.
***
Республика Саха (Якутия) является во многих отношениях типичным представителем регионов Севера, которому свойственны основные социально-экономические проблемы, определяющие специфику их развития, отметил в своем выступлении Сергей Миронов.
Прежде всего эти проблемы связаны с суровыми природно-климатическими условиями. Это высокая капиталоемкость производства, повышенные текущие затраты на производство продукции, более высокая стоимость жизни, необходимость сезонного досрочного завоза материально-технических ресурсов, продовольствия и товаров народного потребления на 70-120 процентов годовой потребности. Затраты на воспроизводство населения, трудовых ресурсов, основного и оборотного капитала здесь выше по сравнению с соответствующими затратами центральных регионов России в 1,3-1,6 раза.
Другие проблемы обусловлены неблагоприятной институциональной средой – слабым развитием институтов рыночного хозяйства, неразвитостью банковского сектора, финансовых рынков, что приводит к ограничению возможностей реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Особенно это касается обрабатывающей промышленности, находящейся в фазе организационного, финансового и структурного распыления. В результате создались условия для вывоза капитала в европейскую часть страны и за границу, в то время как острый дефицит финансовых ресурсов – главное препятствие роста в самих северных регионах.
В этой связи должна быть усилена, считает Сергей Миронов, роль государства в регулировании экономики и социальной сферы регионов Севера, в разработке и принятии комплекса законодательных мер в области бюджетно-налоговых отношений, промышленной политики, рационального природопользования, охраны окружающей среды.
Давно назрела необходимость принятия базового закона о районировании территории Севера России, в котором был бы прописан механизм реализации государственной политики развития Севера страны. Такой закон два года назад был разработан Государственным Собранием Республики Саха (Якутия) и передан в Государственную Думу, но так и не был принят.
Природные ресурсы являются фундаментом северной экономики, поэтому совершенствование законодательства в области недропользования может дать основу для устойчивого развития северных регионов. Главной целью экономических реформ в природопользовании является формирование новых рентных отношений, которые позволили бы реализовать огромные потенциальные ресурсные преимущества регионов Севера. Практика всех государств, имеющих федеративное устройство, показывает, что рентный доход делится примерно в равных пропорциях между федеральным Центром, субъектами Федерации и компаниями-недропользователями. Сохранение создаваемой на Севере части природной ренты необходимо не только для целей текущего потребления, но и для накопления, решения социально-экономических проблем в будущем.
О первостепенной важности этой задачи четко было заявлено в Бюджетном послании Президента на 2002 год. Для реализации именно такого подхода и предлагалось кардинально пересмотреть и изменить систему налогообложения в сфере недропользования. Уже в бюджете на 2002 год был введен в действие налог на добычу природных ресурсов (взамен ранее действовавших платежей за природные ресурсы, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов).
Требует серьезного совершенствования экономический механизм, заложенный в действующей сегодня системе лицензирования недропользования. С декабря 1992 года по настоящее время Министерство природных ресурсов РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации выдало свыше 57 тысяч лицензий на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых, часто на длительные сроки, вне конкурса, с необязательными условиями. Практика показала, что из этого огромного числа менее 15 процентов работают эффективно.
Необходимо предусмотреть взвешенный переход к практике использования концессий, что усилит возможности привлечения отечественных и зарубежных инвесторов к освоению природных ресурсов Севера. К сожалению, в настоящее время в России не проработана правовая база концессионной деятельности. Требуется также законодательно обеспечить процесс надлежащего государственного контроля за законностью и экономической обоснованностью заключения концессионных договоров.
Особое внимание должно быть уделено развитию законодательства о разделе продукции с расширением полномочий субъектов Федерации при заключении и реализации таких соглашений.
Принципиальное значение для северных регионов имеет проблема укрепления единой финансовой системы России для реализации принципов бюджетного федерализма. Несмотря на предпринятые шаги по разработке принципиально новой схемы взаимоотношений Центра и регионов, реального продвижения в решении проблем бюджетного федерализма не достигнуто. До сих пор отсутствует полноценная нормативно-правовая база в части разграничения полномочий, ответственности властей разных уровней за финансирование расходов.
Большая полемика ведется в отношении методики распределения трансфертов. По-видимому, целесообразно ежегодно до разработки федерального бюджета иметь согласованную и утвержденную правительством методику распределения трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). В методике необходимо предусматривать поступление целевых средств на северный завоз. Советом Федерации неоднократно предлагалось разработать специальный закон о Фонде финансовой поддержки регионов.
Серьезнейшей проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие регионов Севера, является неразвитая транспортная инфраструктура. Развитие транспортной сети позволит создать условия для индустриального освоения природных ресурсов, предназначаемых для внутреннего потребления и экспорта, для становления самодостаточной интегрированной экономики Севера.
Пока остается нерешенной проблема транспортного освоения северных территорий, сохраняет свое значение государственная поддержка северного завоза. Государственная поддержка может осуществляться не только в финансировании из федерального бюджета, но и посредством установления стимулирующих механизмов как для поставщиков продукции в районы досрочного завоза, так и для коммерческих банков, кредитующих северный завоз.
Необходимо существенно изменить государственный подход к социальной сфере Севера. До сих пор Север не рассматривается как естественная, пусть и достаточно суровая среда обитания человека. Считается, что проживание здесь – вынужденная мера, обусловленная освоением природных богатств, и поэтому меры государственной поддержи необходимы лишь для экономически выгодных проектов. Соответственно основной упор делается на вопросы регулирования миграции, организации выезда, поддержки добывающих предприятий.
Однако для большей части населения, причем не только малочисленных народов, Север – не просто временное место работы, а среда постоянного проживания. Состав постоянного населения так же разнороден, как и в любом другом регионе страны. В нем всегда будут представлены престарелые, нетрудоспособные люди, семьи с низким уровнем доходов. Решить все вопросы только регулированием численности не удастся. Государство обязано проводить политику протекционизма в отношении своих северных территорий, направленную на выравнивание условий жизни населения на всей территории России. Предметом особой заботы государства в этом регионе является создание условий для сохранения традиционных видов деятельности коренных малочисленных народностей.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что потенциальные источники устойчивого развития Севера будут задействованы лишь в случае адекватной “настройки” всех направлений государственной политики на учет интересов и специфики северных регионов.