13 января 2003
Сегодня в Малом театре состоится торжественный вечер: СТД отметит свой 125-летний юбилей. Накануне председатель театрального союза Александр КАЛЯГИН встретился с корреспондентом “Известий” Алексеем ФИЛИППОВЫМ.
– Несколько лет назад руководство СТД говорило об угрожающей союзу финансовой катастрофе. Как обстоят дела сейчас?
– Наше положение стабильно, более того – ушло в прошлое слово “бедность”. Союз нормально функционирует, наши здравницы скоро начнут ремонтироваться: дома отдыха СТД можно будет сравнить с трех-четырехзвездочными отелями. Развиваются и социальные направления: нами создан негосударственный пенсионный фонд. В бюджет на 2003 год будет заложен небольшой дефицит, но он не катастрофичен и не сопоставим с тем, что было раньше. Решен вопрос с поликлиникой, теперь у членов союза – москвичей нет проблем с лечением. Доходность наших фабрик выросла в два-три раза – за счет этого мы и существуем.
Без помощи Министерства культуры, правительства Москвы, мэра нам, конечно, было бы тяжелее. И уж совсем плохо пришлось бы союзу без льгот по налогу на добавленную стоимость: продукция принадлежащих нам предприятий сразу стала бы нерентабельной. О необходимости восстановить льготы я говорил с президентом, говорил и с Германом Грефом. Правительство пошло нам навстречу.
Нам много помогает председатель Совета федерации Миронов. Это связано со старейшим театральным домом ветеранов сцены в Санкт-Петербурге. Московским домом ветеранов сцены можно гордиться: там открыты медицинские кабинеты, люди хорошо живут, прекрасно питаются. А петербургский дом в очень плохом состоянии: но благодаря Миронову и Чубайсу дело стронулось с места, вскоре мы начнем строить новые корпуса.
Во время моего первого пятилетия в кресле председателя союза я много бился над социальными проблемами. В ельцинскую эпоху они нам давались тяжело: ведешь переписку с одним министром, а завтра его снимают. Начинаешь переписку с другим, потом выясняется, что сняли и его. Сейчас все стало стабильней, понятней и надежней. Социальные проблемы успешно решаются, теперь союз взялся за творчество.
– В советские времена театральное общество много и плодотворно работало с театральной провинцией. Сохранилось ли это?
– Конечно. Существуют режиссерские лаборатории Женовача и Фоменко, в провинцию по-прежнему ездят столичные критики.
– Чего, на ваш взгляд, от СТД ждут театральные люди?
– Меня всегда удручает, когда я слышу фразу: “Что мне может дать СТД?” Молодому человеку наш союз, может быть, и не нужен: у молодого актера есть театр, молодой “сам с усам”. Но идет время – и люди начинают писать заявления о приеме. Они понимают, что им нужны поликлиника, социальные льготы. Мне хотелось бы присутствовать при времени, когда членство в союзе было бы нужно театральному человеку любого возраста. Надеюсь, что оно не за горами.