30 января 2003
Совет Федерации подтвердил полномочия председателя палаты Сергея Миронова, дав высокую оценку его годичной деятельности на посту спикера. Тайным голосованием 159 членов Совета Федерации при двух воздержавшихся вновь избрали его председателем верхней палаты. Одновременно в соответствии с законом о формировании СФ и Регламентом палаты Совет Федерации также подтвердил полномочия Миронова как парламентария. По решению Совета палаты кандидатуру Сергея Миронова на должность Председателя СФ внес старейшина сенаторского корпуса, представитель Мосгордумы Владимир Плотников. В прениях члены СФ высказывались за переизбрание Миронова, аргументируя это прежде всего тем, что при нем Совет Федерации безусловно состоялся как палата нового созыва.
После избрания Сергея Миронова Председателем Совета Федерации его поздравили коллеги, вручив ему яркий букет из 89 роз – по числу регионов России. Председатель Комитета по социальной политике Валентина Петренко выполнила поручение своих коллег, вручив Сергею Михайловичу букет роз.
– В этом букете, – сказала Валентина Петренко, – практически отражено наше отношение к вам. Здесь столько роз, сколько субъектов в Российской Федерации. И мы хотим, чтобы вам повезло, чтобы у вас была удача, чтобы у вас было терпение и, самое главное, взаимопонимание.
Поблагодарив сенаторов за доверие, в своем выступлении Сергей Миронов, в частности, сказал:
– Отдаю себе полный отчет в том, что сегодняшнее избрание отражает прежде всего наше взаимное доверие друг к другу. Нам удалось сформировать дееспособный, профессиональный коллектив, представляющий в полном смысле этого слова всю Российскую Федерацию во всех ее исторических, культурных, экономических, человеческих проявлениях, и это, конечно, не моя заслуга, а плод наших совместных усилий.
Завтра ровно год, как в Совете Федерации были избраны заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и комиссий и их первые заместители.
Мы вместе за год напряженной работы смогли не только выстроить свою профессиональную деятельность и организационно, и содержательно, главное – у нас появилась в ходе совместной работы команда – команда профессиональных законодателей.
2003 год – год выборов депутатов Государственной Думы и год, предшествующий президентским выборам. Законодательная база для проведения выборов создана, и в этом, без сомнения, немалая заслуга Совета Федерации.
Мы – единое Федеральное Собрание, и мы готовы в предвыборный год еще больше подставить плечо нашим коллегам из Государственной Думы в нашей совместной законотворческой работе.
Этот год должен стать годом укрепления неразрывной связи двух братских народов – Российской Федерации и Беларуси. В этом году реально подготовить Конституционный Акт и окончательно там самым определиться с форматом будущего Союзного государства.
Как и в предыдущий год, в работе Совета Федерации в 2003 году значительное место будет уделено вопросам законодательного обеспечения проводимых Президентом России структурных реформ.
В 2003 году – десять лет Конституции новой России и десять лет Совету Федерации. И какими бы условными ни были различные даты и юбилеи, совершенно очевидно, что политическая повестка дня в нашей стране и в нашем государстве может обрести новые плодотворные импульсы на базе этого первого десятилетия.
Безусловно, важнейшим в этом направлении являются разработка и принятие законов, связанных с главным и самым трудным вопросом российского федерализма. Это вопрос о разделении предметов ведения и полномочий между субъектами Федерации и самой Федерацией.
Предстоит продолжить рассмотрение законопроектов, подготовленных в развитие судебно-правовой реформы, а также законопроектов, начинающих реформу системы государственной службы. Соответствующий законопроект уже принят Государственной Думой в первом чтении.
Мы продолжим разработку закона “О национальной безопасности”. Вопросы, затрагиваемые в этом законе, отражены в десятке других законов, потребуется их тщательное согласование.
Основная задача парламента – не принятие отдельных законов, а создание системной правовой базы долгосрочной государственной политики. Для этого необходимы постоянно действующие системообразующие механизмы прежде всего на стадии разработки проектов законов.
Их основное назначение: исходя из определенных Президентом страны основных направлений государственной политики сформировать концепцию и стратегию развития законодательства, обеспечить надлежащее планирование и координацию деятельности всех субъектов права законодательной инициативы.
И в этих условиях задача Совета Федерации продемонстрировать, как и в прежние годы, что он в значительной степени является оплотом стабильности и устойчивости политического развития страны.
Поэтому мы должны более активно и целенаправленно добиваться того, чтобы в нашей позиции органично сочетались интересы и тревоги жителей России, надежды и предложения субъектов Федерации.
Совет Федерации как постоянно действующий законодательный орган должен занять свое место в системе законотворчества. Для достижения этой цели представляется оправданным участие во всех стадиях законодательной деятельности – от законодательной инициативы до мониторинга правоприменительной практики.
Анализ работы над законами (особенно на стадии инициатив) высветил необходимость по-новому подойти к экспертизе закона, ее качеству. Совершенно очевидно, что нам нужна правовая, финансовая экспертизы и, что очень важно, экспертиза последствий принятия того или иного закона либо поправок к нему.
Необходимо перевести на систему основу решения вопросов стратегического планирования законодательной деятельности Совета Федерации.
Незаменимыми инструментами этой долговременной и наиважнейшей работы стал Совет законодателей России, который органично сочетает в себе непосредственное участие и представительство субъектов нашей Федерации с постоянным учетом коренных интересов государственной целостности, интересов укрепления федерализма.
Если раньше, устраняя противоречия между федеральными и региональными законами, мы шли позади процесса, то теперь у нас есть все возможности для того, чтобы, не допуская впредь таких противоречий и нестыковок, упреждать их на этапе согласования и координации всей законодательной работы в России. И на федеральном уровне, и, что самое главное, на региональном.
В целом необходимо сделать все от нас зависящее, чтобы наша деятельность стала более понятной людям и, самое главное, практически конкретной и полезной для них.
И тогда для всех станет очевидным, что здесь работают те, кому не безразличны Россия и каждый человек, живущий в ней.
***
Редакция “Парламентской газеты” присоединяется к многочисленным поздравлениям по случаю избрания Сергея Миронова председателем верхней палаты. Мы процитируем заключительные слова из его выступления, слегка видоизменив: для всех очевидно, что Сергею Миронову небезразличны Россия и каждый человек, живущий в ней. Поздравляем!
Материалы подготовил Игорь НАУМОВ.