15 лет Конституции

13 декабря 2008

В: Или уже целых 15 лет? Ну, по крайней мере, именно так ставит вопрос президент Медведев, который и на юбилейном заседании в пятницу, и в недавнем послании Федеральному Собранию говорил о том, чтобы система развивалась и развивалась в сторону куда большей подотчетности должностных лиц. А на этой неделе президент внес в Парламент закон, который призван сделать существенно более подотчетными сенаторов. Вот, собственно, это мы сейчас и обсудим. Гость нашей студии Сергей Миронов – глава Совета Федерации. Здравствуйте, Сергей Михайлович.


СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ): Здравствуйте.


В: Сергей Михайлович, закон об изменении порядка формирования Сената, я так коротко буду называть, в Госдуму еще только поступил – мы с вами уже беседуем. Но, в принципе, в исторической перспективе закон с теми или иными поправками доберется и до вашей палаты. О поправках чуть позже. Пока вот какой вопрос. Вы в свое время хотели, выступали за то, чтобы превратить Совет Федерации опять в полностью выборный орган, чтобы были прямые выборы сенаторов, тем не менее, закон, который поступил от президента, склонны поддержать. Нет в этом противоречия?


СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ): Нет, потому что когда я говорил о выборности, самая главная идея была об участии жителей региона в формировании Совета Федерации от своего региона. И алгоритм, который предложен президентом, собственно говоря, в какой-то части он решает эту проблему. То есть в будущем член Совета Федерации от того или иного региона может стать только при условии, если он прошел горнила выборов либо муниципальных, либо региональных в этом регионе. И в этой связи мне представляется, что, как некая новелла, подключающая население региона к порядку формирования Совета Федерации, она вполне устраивает, и я буду поддерживать такое начинание. Меняется как раз вот именно порядок формирования, даже с точки зрения порядка меняется, скажем, то, из кого, кто имеет право быть членом Совета Федерации. То есть обязательны условия вот до последнего времени, и сейчас действует ценз оседлости, нужно 10 лет прожить минимум в регионе. Это устраняется, и вводятся новые критерии. Главное, чтобы ты прошел через горнила местных или региональных выборов.


В: Думаете ли вы, что после принятия этого закона Совет Федерации начнет стремительно обновляться или часть существующих сенаторов пойдет теперь на выборы, чтобы переподтвердить свои полномочия вот там, на местах?


СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ): С учетом принципа работы Совета Федерации и Конституционной нормы о том, что Совет Федерации никогда не прекращает своих полномочий, говорить о стремительности.


В: Вы перпетуум мобиле, вечный двигатель.


СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ): Да, ну и именно в этом заключается тот алгоритм, который никогда не позволяет говорить о некоей стремительности. Если в 2011 году 1 января вступит в силу закон, последние члены Совета Федерации, которые пришли в Совет Федерации еще по старому принципу, уйдут где-то, наверно, в году 2015.


В: Но мой вопрос был чуть-чуть о другом. Из существующих кто-то пойдет теперь на эти местные выборы переутвердиться?


СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ): Безусловно, пойдет.


В: А вот где уровень тех выборов, через которые должны пройти люди, претендующие на место в Совете Федерации? Самая вульгарная версияЮ которая звучит, она такая. Хорошо. Значит, я сенатор, мне нужно переутвердиться в моей должности. Ну поеду-ка я в регион, который представляю, и изберусь в какой-нибудь поселковый совет. Я, прощение за совсем вульгарное добавление, выставлю ящик водки местным мужикам, они меня точно выберут. Уже сейчас на предварительном этапе, в частности, в Государственной Думе ваши коллеги обсуждали вариант, чтобы некую планку выставить. И законодательное собрание, не ниже такого-то уровня. Будет такая норма или нет?


СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ): Сергей, я предлагал это, я считал, что, может быть, надо подумать о некотором количественном представительстве с точки зрения тех избирателей, которые проголосуют за будущего члена Совета Федерации в муниципальном образовании, ну, допустим, пускай будет несколько тысяч. Правовое правление президента внимательно анализировало, мы могли бы подставиться, потому что, как это ни замечательно звучит с точки зрения здравого смысла, но мы вводим некое неравенство, и мы делим муниципальное образование на какие-то, так сказать, вообще, какие-то там сказать не очень. И тем самым мы можем нарушить Конституционные права, например, жителей, избирателей какого-то небольшого муниципального образования в виде поселка, которые, может, хотели бы сами участвовать, и, в том числе, в судьбе будущего члена Совета Федерации. Как вы видите, в той редакции закона, который внесен, нет никаких ограничений. Я думаю, что их и не будет, но есть такое понятие “правоприменительная практика”. Почему-то мне кажется, что вот таких ситуаций, которые вы рассказали, не будет, это слишком несерьезно для будущего члена высшего законодательного органа власти.


В: Т.е. через сито выборов будут проходить.


СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ): Быть представленными каким-то, так сказать, там небольшим населенным пунктом, да еще вот такие путем, как вы сказали там, но это, вообще, так сказать, такой моветон. Я думаю, что до этого дело не дойдет. Большинство будет проходить через выборы региональных законодательных собраний. В том числе большинство которых, которые будут потом представлены губернаторами. Вот потом посмотрим на статистику. Я не сомневаюсь, что такие будут. Ну, кто-то, ну например, выберет, допустим, муниципальные образования, областной город. Выборы городского совета. Может быть, какой-то крупный район или регион. Уверен, что вот по такому пути никто не пойдет. Прежде всего не пойдут те же самые губернаторы. Или, допустим, законодательное собрание скажет, ну а что же ты там представляешь вот такое небольшое количество людей, то есть сама правоприменительная практика покажет, как это все будет выглядеть. Но ограничения изначально сейчас не задаются, чтобы не нарушать ничьи права.


В: Сергей Михайлович. Совсем последнее и совсем из другой серии. У нас сегодня в программе поднимается вопрос об эвтаназии. Ну, в силу известных причин, после того как канал “Скай ньюс” показал фильм на этой неделе. Началась, по сути дела, всемирная дискуссия. Как вы думаете, в российском законодательстве и от российских законодателей мы можем ждать каких-либо инициатив в этом вопросе, или в России это, как и большинстве других стран, останется темой табу.


СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ): Я выскажу свою личную точку зрения. Хотите, воспринимайте ее как точку зрения законодателя, хотите – как точку зрения просто гражданина Российской Федерации. Я противник эвтаназии и противник эвтаназии по двум основаниям. Первое – не нами жизнь дана, не нам, в данном случае законодателям, ее прекращать, а второе – зная, как я уже говорил правоприменительную практику, и некоторые особенности и судебной системы, и многих других вещей, я боюсь, что под это дело могут совершаться просто-напросто преступления. А ничего нет святее человеческой жизни, поэтому я на сегодняшний день, и насколько, я так чувствую, и в обозримом будущем, буду противником эвтаназии.


В: Спасибо, Сергей Михайлович. Сергей Миронов, глава Совета Федерации был гостем нашей программы.


Источник: "Вести Россия".-13.12.2008