23 июня 2008
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел первое заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации на тему “О ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Проблемы правоприменения”.
В Совете Федерации прошло заседание Совета по местному самоуправлению, который занимается проблемами правового регулирования и правоприменительной практики законодательства в области местного самоуправления и подготовкой предложений по формированию более эффективной государственной политики в области местного самоуправления.
Во встрече приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных образований, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Главный вопрос повестки дня – предварительные итоги реализации 131-го Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Как известно, 1 января 2009 года заканчивается переходный период, и данный федеральный закон вступает в силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Пока же около 55 субъектов РФ ввели у себя все нормы закона в полном объеме.
Практическая реализация 131-го федерального закона выявила множество нерешенных проблем, как правовых, так и организационных. По словам заместителя министра Минрегионразвития Виталия Шипова, за это время в закон было внесено около 400 поправок, сейчас в него необходимо внести еще около 40 – 50 поправок. Вместе с тем, большинство участников заседания убеждены, что в настоящее время нет необходимости продлевать переходный период.
По словам участников заседания, основная проблема, выявленная в ходе правоприменительной практики – отсутствие необходимого финансирования для реализации полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
Реальные финансовые возможности позволяют муниципалитетам исполнять полномочия лишь на десять процентов, отметил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По его словам, сложившаяся ситуация ведет к дискредитации самой сути местного самоуправления.
Нынешние местные налоги не позволяют обеспечить даже минимальную самостоятельность местных бюджетов. По итогам исполнения за 2007 год доля земельного налога в доходах бюджетах муниципальных образований составила только 3,3 %, а налог на имущество физических лиц порядка 0,3 % – такие цифры привел в своем выступлении Председатель Совета Федерации.
Он предложил подумать над идеей о том, чтобы выплачивать подоходный налог не по месту работы, а по месту проживания и перечислять поступившие средства в бюджет муниципальных образований. Сергей Миронов также считает, что на местный уровень можно было бы передавать часть средств от сбора НДС.
Председатель Совета Федерации отметил, что при подготовке федерального бюджета на 2009 год важно предусмотреть механизм финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям для повышения зарплаты бюджетникам.
Кроме того, необходим отдельный федеральный закон о местном самоуправлении в городах федерального подчинения, считает Сергей Миронов. Речь идет о Москве и Санкт-Петербурге.
Председатель Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Степан Киричук подчеркнул, что за трехлетний переходный период удалось провести необходимые действия по разграничению полномочий между уровнями власти. По его словам, эта работа практически завершена. Разработана и внедрена система подготовки кадров, сформирована система муниципального и межмуниципального сотрудничества.
Общероссийский Конгресс муниципальных образований, который возглавляет сенатор, в соответствии с поручением Президента РФ работает над созданием Национального агентства муниципальной информации. Этот орган будет собирать информацию о реальном положении дел на местах, которую в дальнейшем можно предавать в средства массовой информации.
Если говорить о проблемах реализации закона, то, как отметил Степан Киричук, одна из главных проблем – межбюджетные отношения. Это, прежде всего, неравные условия формирования бюджетов муниципальных образований. Сенатор подчеркнул, что территориальные основы не всегда позволяют иметь налоговую базу в тех границах, в которых они образованы. Вместе с тем, по его словам, сейчас идет работа по созданию схем территориального планирования, генеральных планов, что позволит более эффективно планировать местные бюджеты. Сложно решаются вопросы разграничения полномочий между муниципальными районами и поселениями, есть трудности в вопросах земельных отношений, земельного контроля, муниципального экологического контроля.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день муниципалитеты имеют недостаточное количество контрольных функций. Если говорить о Москве и Санкт-Петербурге, то, здесь, по мнению Степана Киричука, необходимо упростить процедуру изменения уставов муниципальных образований.
От успеха муниципальной реформы во многом зависит качество жизни наших граждан. К сожалению, многие из них ничего не знают о предстоящих переменах. Участники заседания высказались за необходимость проведения информационной работы и за активное включение в процесс реформирования основного ресурса – граждан.
Предложения, прозвучавшие на заседании, будут обобщены и направлены в федеральные органы государственной власти.
В завершение встречи Сергей Миронов сообщил, что следующее заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации пройдет 10 октября 2008 года.
По материалам пресс-службы Совета Федерации.