Завершилось 263-е заседание Совета Федерации

3 февраля 2010

Завершилось 263-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


***


Члены Совета Федерации единогласно одобрили Федеральный закон, в котором утверждается отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ за 2008 год. Представила закон заседанию председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко.


По доходам бюджет Фонда за 2008 год исполнен в сумме 360,48 млрд. рублей, что составляет 100,4 процента от утвержденных показателей. По расходам — 379,38 млрд. рублей, или 101 процент от утвержденных показателей. Дефицит бюджета Фонда составил 18,9 млрд. рублей, его финансирование осуществлялось за счет остатка средств бюджета Фонда, сложившегося по состоянию на 1 января 2008 года.


Как отметила В.Петренко, в 2008 году Фонд обеспечил выполнение всех возложенных на него обязательств, в ходе проверки Счетной палатой РФ существенных нарушений в использовании средств бюджета фонда не выявлено.



***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Этот правовой акт устанавливает, что кредитная организация не сможет в одностороннем порядке по кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, сокращать срок действия этого договора, увеличивать размер процентов или изменять порядок их определения, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение по операциям за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


В отношении клиентов-индивидуальных предпринимателей и юридических лиц такого рода изменения, указывалось на заседании, могут быть предусмотрены федеральным законом или договором с клиентом.


Как было отмечено в ходе обсуждения, в представленном законе используется неоднозначная терминология и допущены пробелы в регулировании правоотношений по изменению существенных условий договоров кредитных организаций с физическими лицами. А это создает правовую неопределенность. Все это, отмечали парламентарии, может вводить в заблуждение заемщиков и как следствие приводить к необоснованному росту нагрузки на судебную систему страны и контролирующие органы в связи с увеличением числа жалоб, вызванным неоднозначным толкованием норм этого правового акта. Кроме того, указывалось на заседании, вступление закона в силу может негативно сказаться на рынке долгосрочного кредитования, прежде всего процентной ставке ипотечных кредитов, привести к их удорожанию и сокращению сроков кредитования.


По мнению парламентариев, впоследствии может потребоваться существенная доработка норм статьи 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», прежде всего в части конкретизации положений об установлении сторонами кредитного договора порядка изменения процентной ставки по кредиту, выданному физическому лицу, а также порядка изменения размеров комиссионного вознаграждения за совершаемые операции. Полный запрет на одностороннее изменение ставки по кредитному договору с физическими лицами, указывалось на заседании, может существенно затормозить темпы развития кредитования в стране. Этот запрет, с точки зрения законодателей, противоречит общемировой практике, согласно которой основным требованием для изменения условий кредитного договора с физическим лицом, в том числе, процентных ставок, срока кредитования и т.д., является соблюдение банками заранее согласованного порядка такого изменения, а также условия о предварительном информировании заемщика о соответствующих изменениях.


Вместе с тем, было подчеркнуто в ходе обсуждения, принимая во внимание, что представленный закон направлен на создание баланса прав и обязанностей сторон кредитного договора, а также усиление защиты прав заемщика как экономически более слабой стороны кредитного договора было признано рациональным его одобрить.


Профильному Комитету СФ поручено проследить на протяжении года за ходом реализации законодательных норм.



***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам связи». Им отменяются требования о необходимости проведения экспертизы системного проекта сети связи, а также регистрации сетей связи.


Как отмечалось в ходе обсуждения, до настоящего времени регистрация и перерегистрация сетей связи не производится из-за отсутствия необходимых подзаконных нормативно-правовых актов. Несвоевременность разработки и принятия такого пакета привела к серьезным проблемам в правоприменительной практике и многочисленным судебным искам.


Рассмотренный парламентариями правовой акт исключает из текста действующего закона «О связи» понятие «системный проект сети связи», а также признает утратившими силу статьи, устанавливающие требования об обязательном проведении экспертизы проекта сети связи и ее регистрации. Это и другие нововведения позволят устранить возникшую коллизию и устранить административные барьеры.


*** 


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Вносимым изменением устанавливается, что перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и при назначении на которые может не проводиться конкурс, утверждается нормативным актом государственного органа.


Ранее закон обязывал утверждать этот перечень указом Президента РФ.


***


Совет Федерации отклонил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу возмещения процессуальных издержек» и создал согласительную комиссию.


Федеральный закон должен обеспечить унификацию возмещения расходов, понесенных свидетелями, потерпевшими, экспертами, специалистами, переводчиками, понятыми в связи с участием в процессе. К ним относятся расходы на проезд, на наем жилья и суточные.


Однако, по словам председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолия Лыскова, одна из статей закона была включена по инициативе Правительства РФ, однако ее текст в законопроекте не соответствует правительственному варианту. Это, по мнению комитета, вызывает сомнение в возможности финансирования процессуальных издержек.


***


Совет Федерации принял решение внести на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О Счетной палате РФ». Подготовленный Комиссией СФ по взаимодействию со Счетной палатой России законопроект вносит изменения, направленные на укрепление гарантий правового статуса полномочий высших должностных лиц Счетной палаты. Проектом закона уточняются положения действующей редакции статьи 29, в соответствии с которыми в случае утраты российского гражданства, получения гражданства иного государства или вида на жительство, эти лица должны досрочно освобождаться от должности и утрачивать свой статус. Аналогичное законоположение предусмотрено применительно и к случаям избрания или назначения председателя Счетной палаты, заместителя председателя и аудиторов на иные государственные должности или должности государственной и муниципальной службы.


Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, с целью предотвращения возможных проявлений коррупции проект закона предполагает замену диспозитивных норм, определяющих условия принятия палатами Федерального Собрания решения об отставке председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты, на императивные.


Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета или внесения каких-либо поправок в законодательство, констатируется разработчиками.


***


Со ста до пятидесяти тысяч снижена сумма иска по делам о разделе между супругами совместно нажитого имущества, а также дел по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел по интеллектуальной собственности, которые имеют право рассматривать мировые судьи. Это предусматривают изменения в закон «О мировых судьях в РФ», который был одобрен Советом Федерации в 263-м пленарном заседании палаты. Необходимость внесения поправок возникла в связи с увеличением количества дел, поступающих на рассмотрение к мировым судьям. Это потребовало перераспределения подсудности исков между ними и районными судами и выравнивания тем самым нагрузки между ними.


В соответствии с одобренными изменениями, из компетенции мировых судей исключены также дела об ограничении родительских прав, дела по спорам о детях и признании брака недействительным.


По материалам пресс-службы Совета Федерации