Завершилось 257-е заседание Совета Федерации

30 октября 2009

Завершилось 257-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


***


Решением палаты досрочно прекращены полномочия членов Совета Федерации Сергея Тарасова и Бориса Листова в связи с переходом на новое место работы.


Совет Федерации утвердил кандидатуру на пост члена Кассационной коллегии Верховного Суда РФ – судью Верховного Суда РФ Игоря Крупнова.


На должности судей Высшего Арбитражного Суда РФ Совет Федерации утвердил кандидатуры Виктора Бациева и Оксаны Гвоздилиной.


***


30 октября 2009 года на 257-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный Конституционный закон «О внесении изменения в статью 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации».


Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Алексей Александров, закон устанавливает правила воспроизведения Государственного герба Российской Федерации не только на документах общегосударственного образца, но и на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами.


Федеральный конституционный закон направлен на реализацию Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» в части, касающейся предоставления прав Московскому государственному университету имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету выдавать лицам, завершим обучение и прошедшим итоговую аттестацию, документы с официальной символикой Российской Федерации.


Форма этих документов утверждается Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом.


Закон был одобрен единогласно.


***


30 октября 2009 года Совет Федерации одобрил на 257-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей».


Первый для России двусторонний международный договор, регламентирующий процесс усыновления детей, заключен с Италией. Его ратификацию одобрил 30 октября 2009 года Совет Федерации на 257-м пленарном заседании.


Документ призван обеспечить защиту прав детей, передаваемых на международное усыновление. В Договоре особо подчеркивается, что это действие возможно только в случаях, если на родине ребенка невозможно найти для него подходящую семью.


Кроме того, предусматривается обязанность договаривающихся сторон принимать все необходимые меры для предотвращения и пресечения незаконной деятельности в отношении усыновленных детей, в том числе связанной с извлечением из усыновления неоправданной финансовой выгоды, похищением, подменой, торговлей детьми, эксплуатацией детского труда, сексуального насилия над детьми.


В этих целях усыновление ребенка в соответствии с Договором может осуществляться только при содействии уполномоченной организации (за исключением усыновления ребенка родственниками), если такой порядок предусмотрен законодательством принимающего государства.


В Договоре подробно прописана процедура усыновления  и устанавливается, что ребенок приобретает гражданство принимающего государства с даты вступления в законную силу решения об усыновлении на родине. При этом прежнее гражданство сохраняется.


***


30 октября 2009 года Совет Федерации на 257-м пленарном заседании одобрил Федеральный конституционный закон «О Дисциплинарном судебном присутствии» и соответствующие изменения  в законы «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ», а также в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием законодательства о дисциплинарной ответственности судей.


Создание специального органа – Дисциплинарного судебного присутствия, рассматривающего дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ субъектов Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, одобрил 30 октября 2009 года Совет Федерации на 257-м пленарном заседании.


Федеральный конституционный закон определяет состав присутствия, предусматривает его полномочия и процедуру деятельности, устанавливает требования, предъявляемые к членам этого судебного органа, порядок их избрания и осуществления ими своих полномочий.


Создание Дисциплинарного судебного присутствия, избираемого из числа судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ на паритетных началах – по три от каждого – будет способствовать повышению гарантий независимости судей, заявил представивший закон председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.


Принятие этого конституционного закона потребовало внесения изменений в законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.  Все они были также одобрены сенаторами.


***


30 октября 2009 года Совет Федерации одобрил на 257-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о создании и деятельности Международного научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтая».


Создание Международного научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтая» в Таджикистане предусматривается двусторонним межправительственным Соглашением, ратификацию которого одобрил 30 октября 2009 года Совет Федерации на 257-м пленарном заседании.


Документ предусматривает учреждение Центра для совместных ядерно- и астрофизических исследований космических лучей сверхвысоких энергий на полигоне, расположенном на высоте 4400 м над уровнем моря в урочище Ак-Архар Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан.


Центр создается на паритетной основе с равнодолевым первоначальным взносом Сторон в имущество Центра, которое по истечении срока действия Соглашения (25 лет) безвозмездно передается Таджикистану.


Соглашением определены обязанности Сторон по содержанию и финансированию Центра, в том числе с привлечением третьих государств и международных организаций. Прописываются также органы управления, порядок работы, льготы, привилегии и иммунитеты Центра и его должностных лиц.


***


30 октября 2009 года Совет Федерации одобрил на 257-м пленарном заседании Федеральные законы «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал»  и «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы».


Типовые конвенции об избежании двойного налогообложения с Саудовской Аравией и Ботсваной ратифицировал 30 октября 2009 года Совет Федерации на 257-м пленарном заседании.


Конвенция разработана с учетом типовых моделей, рекомендованных ООН и ОЭСР, и на основе типового соглашения, утвержденного Правительством Российской Федерации и призвана обеспечить условий, при которых юридические и физические лица каждого из Договаривающихся  Государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере.


Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств, и распространяется на налоги на доход и капитал. При этом налоговые привилегии дипломатических агентов и консульских работников, предоставленные в соответствие с нормами международного права или положениями специальных соглашений, Конвенцией не затрагиваются.


***


30 октября 2009 года в Совете Федерации на двести пятьдесят седьмом пленарном заседании палаты в рамках «Правительственного часа» выступил Министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев.


На двести пятьдесят седьмом пленарном заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа» выступил Министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев. Министр проинформировал сенаторов о мерах по противодействию коррупции в органах внутренних дел и  по формированию в обществе высокого уровня доверия к сотрудникам органов внутренних дел.


Проявления коррупции в настоящее время можно обнаружить практически в любом государстве, ведь коррупция является всеобщим аспектом осуществления государственной власти в форме конкретных действий государственных служащих. При этом, подчеркнул Р.Нургалиев, коррупция подрывает легитимность общественных институтов власти, наносит удар по обществу, его моральным устоям и правосудию. И с каждым днем вопросы противодействия коррупции приобретают все большую значимость. К сожалению, констатировал министр, правоохранительные органы, призванные обеспечивать защиту общества от коррупционных проявлений, сами оказались поражены этой «коррупционной болезнью». 


Сегодня, проинформировал министр, благодаря совместным усилиям органов государственной власти создана модернизированная законодательная база противодействия коррупции. В течение 2008-2009 годов принят пакет нормативных правовых актов, как на федеральном и региональном, так и ведомственном уровне.


Например, Федеральным законом № 280-ФЗ в Закон «О милиции» и в Положение о прохождении службы были внесены дополнения, согласно которым на сотрудников милиции и органов внутренних дел в целом распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».


Важным документом стал Национальный план противодействия коррупции, который определил основные направления и стратегические задачи в части противодействия коррупционным проявлениям, укрепления законности, повышения эффективности экономических процессов и восстановления в обществе должного морально-нравственного климата. Ответственная роль в практической реализации комплекса мер, которые предусмотрены Национальным планом, отведена правоохранительным органам, в том числе и органам внутренних дел.


По словам министра, в настоящее время разрабатываются приказы МВД России, регламентирующие порядок представления указанными должностными лицами сведений о доходах, а также определяющие подразделения МВД России по профилактике коррупционных и иных правонарушений.


Как важный антикоррупционный фактор, отметил Р.Нургалиев, в МВД  рассматривается разработка административных регламентов, регулирующих исполнение государственных функций. К настоящему времени издано пять таких регламентов, в том числе по выполнению обязанностей, связанных с контролем и надзором за соблюдением правил в области обеспечения безопасности дорожного движения.


Параллельно с созданием нормативно-правовой базы противодействия коррупции, заметил глава МВД, руководством Министерства принимаются и другие меры практического характера, направленные на повышение антикоррупционной устойчивости органов внутренних дел.


Так, разработана новая редакция ведомственного приказа «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», который позволит усовершенствовать правовое регулирование размеров денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел с учетом реализации комплекса мер, направленных на противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти.


Р.Нургалиев сообщил, что Министерством принимается активное участие в разработке проекта федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти», которым регламентируются вопросы реформирования структуры денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, имеющих специальные звания. Реализация мер, предусмотренных данным законопроектом, повлечет за собой повышение размеров денежного довольствия, как сотрудников органов внутренних дел, так и военнослужащих внутренних войск МВД России.


Немаловажное место в борьбе с коррупцией, по мнению Р.Нургалиева,  занимают меры по повышению эффективности контроля, в числе и с использованием технических средств, за исполнением сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск и гражданскими служащими своих функциональных обязанностей. Ведется работа и по внедрению других инновационных технологий, направленных на устранение условий, способствующих коррупционным проявлениям.


Например, как рассказал Р.Нургалиев, МВД России совместно со Сбербанком России проводит эксперимент по организации информационного взаимодействия при приеме платежей по оплате административных штрафов, выписанных подразделениями Госавтоинспекции г. Москвы и Московской области. Операционисту банка достаточно ввести только номер постановления по делу об административном правонарушении, поскольку остальные реквизиты платежа, «привязанные» к номеру постановления, поступают в биллинговую систему Сбербанка России в режиме реального времени. Аналогичный эксперимент, заметил министр,  проходит в Республике Татарстан, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. По результатам эксперимента указанную технологию планируется использовать во всех субъектах Российской Федерации.


За последнее время своими силами МВД России не раз удавалось пресекать не просто серьезные преступления, а тщательно организованные криминальные схемы, реализуемые при участии старших офицеров милиции, в основе которых лежали грубейшие нарушения прав человека, совершаемые из корыстных побуждений.


Проводя анализ причин и условий, способствующих совершению должностных преступлений со стороны сотрудников МВД России, нельзя не прийти к выводу, что сложившаяся в 90-е годы прошлого века в органах внутренних дел система отбора и расстановки кадров, организации прохождения службы, профессиональной подготовки и воспитания личного состава, не в полной мере обеспечивает коррупционную устойчивость и надежность милицейского корпуса.


В этой связи в МВД России принят комплекс дополнительных мер, направленных на реформирование кадровой работы. Особое внимание уделено вопросам организации всесторонней и тщательной проверки кандидатов на службу в органы и подразделения внутренних дел.


По мнению Р. Нургалиева, победить коррупцию и вернуть доверие к милиции в нашей стране можно только совместными усилиями общества и правоохранительных органов.


Министр считает, что для этого средства массовой информации должны давать объективную оценку деятельности правоохранительных органов. Так, по его словам, в текущем году на федеральных телеканалах  прошло свыше 4,4 тысяч сюжетов позитивного характера о деятельности органов внутренних дел, подготовленных при участии самих сотрудников МВД. А в печатных СМИ опубликовано свыше 5,7 тысяч материалов, объективно отражающих работу подразделений системы МВД России.


По словам министра,  позиция его ведомства – открытость  в общении с гражданами страны – позволит существенно ограничить возможности для злоупотреблений и совершения должностных преступлений и повысить антикоррупционную устойчивость российской милиции.  


Затем Р.Нургалиев ответил на многочисленные вопросы членов Совета Федерации, в том числе по ситуации в ряде регионов России.


Информация министра принята сенаторами к сведению, а работа по предложениям и вопросам членов Совета Федерации будет продолжена в комитетах и комиссиях палаты.


По материалам пресс-службы Совета Федерации