Завершилось 244-е заседание Совета Федерации

1 апреля 2009

Завершилось 244-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


***


Совет Федерации одобрил на 244-м пленарном заседании Федеральные законы «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений», «О ратификации Протокола к Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» и «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о взаимной охране технологий в связи с сотрудничеством в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях».


Предоставление китайским и российским инвесторам справедливого режима,  капиталовложений в экономики договаривающихся Сторон, который обеспечивает недопущение дискриминационных мер и создает равные условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих государств предполагает двустороннее межправительственное Соглашение. Его ратификацию одобрил 1 апреля 2009 года на 244-м пленарном заседании Совет Федерации.


Соглашение определяет рамочные условия взаимоотношений двух стран по привлечению иностранных инвестиций и регулирует допуск к капиталовложениям инвесторов в соответствии с законодательством обеих стран. Оно закрепляет обязанность обеспечения полной защиты капиталовложений, в частности, недопущение их принудительного изъятия.  В случае же экспроприации или национализации, предпринятых в общественных интересах, статья документ предусматривает обязательную и быструю выплату адекватной компенсации.


Соглашение устанавливает также порядок перевода платежей, процедуру разрешения инвестиционных споров и порядок возмещения ущерба.


Протоколом к Соглашению предусмотрена возможность досудебного проведения сторонами внутренних административных процедур по рассмотрению споров, а также то, что его действие не распространяется на Специальные административные районы КНР –  Гонконг и Макао.


Документ подготовлен на основе типового Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации.


***


Уточнить некоторые термины и дополнить новыми положениями российско-чешскую межправительственную Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал призван Протокол, ратифицированный 1 апреля  2009 года Советом Федерации на 244-м пленарном заседании.


Новая редакция статьи “Обмен информацией” Конвенции обеспечит возможность более эффективного обмена необходимой налоговой информацией для компетентных органов обоих государств. Это позволит налоговым органам повысить эффективность контроля за своевременностью и полнотой налоговых поступлений с доходов, полученных юридическими и физическими лицами от деятельности на территории РФ и Чехии.


Кроме того новая редакция не предусматривает возможность отказа одной из сторон от сбора и предоставления информации только потому, что оно не заинтересовано в этом или такая информация находится в распоряжении банка, другой финансовой организации, номинального держателя, агента или доверительного управляющего. Это позволит повысить эффективность обмена налоговой информацией.


***


Технологии совместных российско-бразильских программ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях будут теперь законодательно защищены. Это предусматривает двустороннее межправительственное Соглашение, ратификацию которого одобрил 1 апреля 2009 года Совет Федерации на 244-м пленарном заседании.


Соглашение урегулирует порядок транспортировки охраняемых изделий и технологий, использования их на территории импортирующей Стороны, а также защиту информации о них. В частности, значительное внимание уделяется вопросам экспортного контроля и лицензирования, выдачи сертификатов конечного использования, обеспечения защиты и ограниченного доступа к охраняемым изделиям. Ряд положений Соглашения посвящены сокращению различий в области стандартизации и сертификации космической техники и технологий.


Уполномоченные правительствами обеих стран органы, в соответствии с положениями Соглашения, утверждают планы охраны технологий. Таким образом, документ дает гарантии сохранности и предотвращения нецелевого использования экспортируемых российских охраняемых изделий и технологий.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на обеспечение правовых оснований для внесения изменений в федеральный бюджет на 2009 – 2011 годы, мобилизации доходных источников федерального бюджета в целях поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в существующих экономических условиях, отметил докладчик – председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин.


Вносимыми изменениями в бюджетное законодательство приостанавливаются до 1 января 2013 года все нормы Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие ограничения по предельному размеру ненефтегазового дефицита федерального бюджета и объемам источников его финансирования, использованию средств Резервного фонда, а также отдельные ограничения по дефициту и долгу бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


Правительству РФ в соответствие с одобренным законом в 2009 -2012 годах дано право самостоятельно определять объем использования средств Резервного фонда. В соответствии с законом Правительство РФ в 2009 – 2012 годах вправе без внесения изменений в бюджет принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.


В качестве дополнительных доходных источников, обеспечивающих сбалансированность федерального бюджета, предусматривается возможность привлечения  средств  имущественного  государственных корпораций «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и «Роснанотех», а также изменение учета и механизма администрирования таможенных платежей. Объем возвращенных средств по оценкам специалистов может составить 160 млрд. рублей.


Внесенные изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации обеспечивают перечисление таможенных платежей от участников внешнеэкономической деятельности в российской валюте и напрямую на единый счет федерального бюджета в Федеральном казначействе, минуя «промежуточные» счета таможенных органов, что позволит мобилизовать в федеральном бюджете более 100 млрд. рублей.


Члены Совета Федерации отметили целесообразность использования временно свободных средств госкорпораций в 2009 году, и совершенствования механизма администрирования таможенных платежей.


Для расширения возможностей по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований до 1 января 2013 года предусматривается возможность превышения ограничений, установленных Бюджетным кодексом, как по дефициту бюджета, так и по предельному объему долга. Кроме того, субъектам Федерации предоставляется право до 1 января 2012 года выделять местным бюджетам в пределах, превышающих 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов, иные межбюджетные трансферты, в том числе, в форме дотаций.


В ходе обсуждения закона отмечалось, что необходимость изменений бюджетного законодательства обусловлена нестабильными и трудно прогнозируемыми поступлениями доходов федерального бюджета. Закон одобрен большинством голосов.


***


Отклонен Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Созданная согласительная комиссия должна будет устранить замечания, высказанные членами Совета Федерации.  


В настоящее время широкое распространение среди населения получила услуга по приему различных платежей путем внесения денежных средств через посреднические организации с использованием различных технических устройств, в том числе терминалов. Однако нормативно-правовое регулирование данной сферы деятельности практически отсутствует, что осложняет защиту прав потребителей, отметил докладчик – председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев.


Представленный в Совете Федерации закон был призван урегулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств. Он определяет содержание и условия осуществления этой деятельности. Важное место в законе также занимают нормы, направленные на защиту прав плательщика.


В основе правовой конструкции, на которой основывается деятельность по приему платежей физических лиц, лежит договор, который оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком. Данный договор предоставляет оператору по приему платежей право от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков. В свою очередь, согласно этому договору оператор по приему платежей обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке.


Другим важным условием является то, что оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке. Оператор по приему платежей теперь в установленных случаях должен будет проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.


Однако ряд положений закона сенаторы сочли спорными. Так, в качестве одного из условий осуществления деятельности по приему платежей закон определяет обязательность использования платежным агентом контрольно-кассовой техники с фискальной памятью и контрольной лентой. Федеральный закон должен вступить в силу уже с 1 января 2010.


В ходе обсуждения данного закона прозвучали разные мнения. Большинство членов Совета Федерации, в том числе, профильный Комитет СФ по финансовым рынкам и денежному обращению, предложили отклонить данный закон.


Основные претензии, высказанные в ходе дискуссии, –  недоработанность закона и противоречие ряда его норм действующему в РФ финансовому законодательству. Например, главное изменение – предусмотренная обязательность оборудования всех терминалов и банкоматов контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью. Это, по мнению профильного Комитета Совета Федерации, прямо противоречит закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», согласно которому «порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком РФ». Комитет Совета Федерации считает необходимым исключить из рассматриваемого Федерального закона все нормы, касающиеся применения кредитными организациями и банковскими платежными агентами контрольно-кассовой техники.


В связи с прозвучавшими принципиальными замечаниями закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» был отклонен с созданием согласительной комиссии.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса РФ и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ».


Сегодня в России услуги факторинга (договоров о финансировании под уступку денежного требования), как отметил докладчик – первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев, востребованы  для  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства, причем сфера применения факторинга распространяется как на поставки товаров, так и на оказание услуг. Анализ факторингового рынка в России и за рубежом свидетельствует о целесообразности его дальнейшего развития через функционирование специализированных организаций.


Федеральный закон дает право коммерческим организациям осуществлять факторинг в качестве финансовых агентов, что устраняет противоречие  между  статьей  825  части  второй  Гражданского  кодекса РФ и Федеральным законом  “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Сегодня банки и иные кредитные организации могут осуществлять факторинговую деятельность с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. Однако в законе  “О лицензировании отдельных видов деятельности” не содержится каких-либо требований по лицензированию деятельности по финансированию под уступку денежного требования. Это порождало неясность в толковании закона и, как следствие, противоречивость правоприменительной практики, заметил Владимир Гусев.


Статьей 2 Федерального закона признается утратившей силу законодательная норма о  необходимости лицензирования деятельности финансовых агентов. Таким образом, принятие Федерального закона не только устранит пробелы в законодательстве, предоставляя любым коммерческим организациям право заниматься факторингом, но и будет способствовать выходу на рынок как новых крупных участников (финансовых агентов), так и новых клиентов (поставщиков), целью которых является увеличение объемов продаж и прибыли.


Закон одобрен большинством голосов.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «Об обороне». Внесенный в порядке законодательной инициативы депутатами Государственной Думы и членом Совета Федерации Виктором Озеровым этот правовой акт вносит в действующую редакцию закона новую статью, которой уточняется юридический статус существующих военных оргструктутр Вооруженных Сил РФ. В соответствии с внесенными поправками по решению министра обороны России статусом юридического лица в форме федерального бюджетного учреждения наделяются некоторые управления объединений, управления соединений и воинские части.


Необходимость такого изменения объясняется значительными затруднениями в ведении финансово-хозяйственной деятельности структурными единицами Вооруженных Сил страны, а также противоречивой судебной практикой признания этих субъектов юридическими лицами. Следует отметить, указывалось на заседании, что российское законодательство содержит аналогичные нормы признания юридическими лицами органов управления внутренними войсками, а также соединений и воинских частей внутренних войск МВД.


Как было сказано в ходе обсуждения, пока затруднительно предположить количество создаваемых федеральных бюджетных учреждений и их составные, количественные характеристики. Полномочия и ограничения на деятельность создаваемых юридических лиц будут определяться общими положениями, утверждаемыми Министром обороны.


***


Одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».


На двести сорок четвертом пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».


Данный Федеральный закон устанавливает новую памятную дату России – 29 июня – День партизан и подпольщиков.


Выбор даты закономерен. Дело в том, что 29 июня 1941 года Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) приняли Директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей о создании партизанских отрядов.


Сотни тысяч советских граждан в 1941 году участвовали в этом движении, а к концу 1943 года уже свыше миллиона вели партизанскую борьбу с фашистскими оккупантами.


Партизаны и подпольщики срывали проводимые оккупантами мероприятия по заготовке сельскохозяйственных продуктов для немецкой армии, не давали фашистам угонять в рабство советских людей. Они взрывали железнодорожные составы и мосты, портили средства связи, уничтожали военные базы и склады с оружием, чем наносили огромный вред противнику.


По мнению сенаторов, партизанское движение внесло значительный вклад в борьбу за свободу и независимость нашей страны, в победу над  фашистской Германией. Их подвиг бессмертен. Установление новой памятной даты России – дань памяти их героизму и мужеству.


***


Принято Постановление палаты о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».


На двести сорок четвертом пленарном заседании Совета Федерации принято Постановление палаты о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».


Постановлением палаты проект федерального закона вносится в качестве законодательной инициативы Совета Федерации в Государственную Думу.  Представителем Совета Федерации в Государственной Думе  при рассмотрении данного проекта назначается заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике, заместитель Председателя Объединенной Комиссии по национальной политике и взаимодействия государства и религиозных объединений при Совете Федерации  Владимир Слуцкер.


Данный законопроект разработан и внесен  на рассмотрение палаты первым заместителем Председателя Совета Федерации Александром Торшиным и заместителем председателя Комитета СФ по промышленной политике Владимиром Слуцкером.


Законопроектом устанавливается новое требование – знание русского языка для получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание, разрешения на работу и для продления работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников.


Авторы законопроекта полагают, что принятие законопроекта будет способствовать культурной и языковой адаптации и интеграции мигрантов в российское общество на основе уважения к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу населения России.


Учитывая, что обучение русскому языку мигрантов и их тестирование будет оплачиваться из их собственных средств либо за счет работодателя, принятие документа не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


По материалам пресс-службы Совета Федерации