Завершилось 235-е заседание Совета Федерации

26 ноября 2008

Завершилось 235-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


***


В повестке заседания было свыше тридцати вопросов. На рассмотрение верхней палаты Федерального Собрания были представлены законопроекты о поправках к Конституции РФ, законы о ратификации международных документов, об исполнении федерального бюджета и бюджетов социальных фондов России в 2007 году, поправки к действующему законодательству. 


Совет Федерации рассмотрел вопросы об избрании заместителя Председателя палаты, о назначении судей Высшего Арбитражного суда РФ.


***


В пленарном заседании верхней палаты подтверждены полномочия членов Совета Федерации Дмитрия Мезенцева /Иркутская область/, Сергея Бажанова /Ульяновская область/ и Зияда Сабсаби /Чеченская Республика/. 


Председатель Совета Федерации Сергей Миронов представил коллегам кандидатуру Д.Мезенцева на должность заместителя Председателя СФ. 140 голосами членов палаты он избран на этот пост.


По представлению Президента России Совет Федерации назначил Валентина Александрова и Галину Попову на должности судей Высшего Арбитражного суда РФ.


***


Совет Федерации одобрил закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы». Закон направлен в субъекты Российской Федерации для принятия решений региональными органами законодательной власти.


Представил закон об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Алексей Александров.


Проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» устанавливается, пояснил Алексей Александров, что Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума –  на пять лет.


Согласно обоснованию, отметил докладчик, увеличение срока полномочий позволит главе государства и Госдуме «не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий». Тем самым, подчеркнул Алексей Александров, повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности.


Проект  закона  Российской  Федерации  о  поправке  к  Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» соответствует положениям статей 134 и 136 Конституции Российской Федерации.


В обсуждении закона приняли участие члены Совета Федерации Вячеслав Новиков, Владимир Кулаков, Лариса Пономарева, Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.


Закон был одобрен 144 голосами членов Совета Федерации.


Теперь, после одобрения Советом Федерации закон РФ  о  поправке  к  Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»  направлен в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае принятия положительного решения не менее чем двумя третями региональных парламентов, пояснил А.Александров, данный закон (с постановлениями законодательных органов субъектов Федерации) вновь поступит на рассмотрение в Совет Федерации. Затем закон в семидневный срок должен быть направлен на подписание Президенту Российской Федерации.


***


Совет Федерации одобрил закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» Закон направлен в субъекты Российской Федерации для принятия решений региональными органами законодательной власти.


Представил закон о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Алексей Александров.


Проектом закона часть 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации дополняется пунктом «в», согласно которому, пояснил докладчик, к ведению Государственной Думы относится полномочие по заслушиванию ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Целью данных поправок к Конституции Российской Федерации является повышение роли российского парламента как важнейшего демократического института в государственной и общественной жизни страны.


Закон одобрен 142 голосами членов Совета Федерации. Постановление об одобрении закона направляется в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.


***


Одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Целью вносимого ряда изменений в первую и вторую части Налогового кодекса является упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки в сложившихся экономических условиях, и, в конечном итоге, создание благоприятного инвестиционного климата для развития отечественного производства.


Представляя закон, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин назвал вносимые налоговые изменения «вынужденными в кризисных условиях». Они направлены на снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков, подчеркнул сенатор.


Основные изменения состоят в следующем.


Меняются сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков. Признаются безнадежными долги по налогам и сборам, списанные со счетов налогоплательщиков, но не перечисленные банками в бюджетную систему, если указанные банки ликвидированы.


Министру финансов РФ дается право предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок до пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Это решение согласовывается с финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований. Данная норма носит временный характер и действует до 1 января 2010 года. «Это кризисное решение в кризисных условиях», – сказал Евгений Бушмин, отвечая на вопрос сенатора Виктора Орлова о целесообразности предоставления главе Минфина столь исключительных полномочий.


Предоставляется возможность получения инвестиционного налогового кредита организациям, выполняющим государственный оборонный заказ.


Уточняется процедура приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. С целью защиты интересов налогоплательщика уточняется порядок проведения налоговых проверок – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком именно налоговой декларации, а не иных документов. Вводится новая норма, не допускающая использование в ходе налоговых проверок доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса. Усиливается ответственность банков за нарушение обязанностей, увеличиваются размеры штрафов.


Федеральный закон вносит изменения, направленные на совершенствование порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.  Освобождается от обложения НДС:


– реализация на территории РФ лома и отходов черных металлов по аналогии с ломом и отходами цветных металлов (статья 149 части второй НК РФ);


– ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России (статья 150 части второй НК РФ).


В целях упрощения порядка подтверждения права на получение возмещения НДС при вывозе товаров налогоплательщику предоставляется право представлять в налоговые органы не грузовую таможенную декларацию, а реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении экспортируемых товаров или о фактически вывезенных товарах с необходимыми отметками таможенного органа. Также в целях поддержки экспортеров продлевается на 90 дней срок представления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС.


Федеральным законом предусматривается увеличение общего размера имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предоставляемого налогоплательщику при ведении нового строительства либо приобретении на территории России жилого дома, квартиры, комнаты, с 1 млн до 2 млн рублей, что распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.


Федеральный закон содержит целый ряд важнейших положений по налогу на прибыль организаций. Снижается ставка по налогу на прибыль с 24 до 20 процентов. Это сокращение произойдет за счет той части налога, которая зачислялась в федеральный бюджет. Региональная составляющая налога осталась без изменения — 17,5 процентов.


Увеличиваются предельные ставки при исчислении процентов по долговым обязательствам, которые признаются расходами налогоплательщика. Для долговых обязательств, исчисленных в рублях, ставка   рефинансирования   ЦБ   РФ   увеличивается   в   1,5   раза,   а   в иностранной валюте – по ставке 22 процента, что позволит сократить разрыв между ставкой рефинансирования ЦБ РФ и ставками по коммерческим кредитам и позволит сократить финансовые затраты организаций.


Эти и другие изменения, вносимые в Налоговый кодекс, позволят снизить налоговую нагрузку и улучшить налоговое администрирование, считает Евгений Бушмин.


В то же время предусмотренные законом изменения налогового законодательства приведут к сокращению доходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации, признал Евгений Бушмин. По прогнозам Правительства РФ потери федерального бюджета составят около 550-560 млрд рублей, сообщил Замминистра финансов  РФ Сергей Шаталов, отвечая на вопрос сенатора Владимира Петрова.  «Потери территориальных бюджетов будут значительно меньше и мы рассматривает варианты решения этой проблемы – через оказание финансовой помощи или пересмотр отчислений от ряда налогов», – заверил сенаторов Сергей Шаталов.


Член Совета Федерации Сергей Шатиров обратил внимание на чрезвычайную важность и востребованность данного закона и предложил Совету Федерации взять под контроль ход его реализации.


Закон «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» одобрен большинством  голосов.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».


Изменения, внесенные в Закон, касаются увеличения предельного размера возмещения стоимости услуг по погребению специализированной службе, размера социального пособия на погребение, а также введения механизма их индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции.


В частности, размер социального пособия на погребение, установленного пунктом 1 статьи 10 указанного закона, родственникам или законным представителям умершего, с 1 января 2009 года будет увеличен с 1000 до 4 000 рублей. По мнению законодателей, изменение решит острую социальную проблему в этом вопросе, так как повысит гарантии предоставления материальной помощи для погребения умершего.


Законом  в целях сохранения в будущем реального размера пособия вводится норма, предлагающая его индексацию исходя из уровня инфляции.


***


Совет Федерации одобрил Федеральные законы «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года» и «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».


Ущерб, нанесенный природе в результате слива или утечки бункерного топлива будет отныне гарантировано компенсирован. Это предусматривает международная конвенция о гражданской ответственности, ратификацию которой одобрил 26 ноября 2008 года Совет Федерации на 235-м пленарном заседании.


Документ дает определение термину «бункерное топливо», в соответствии с которым  им являются любая нефть, включая смазочное масло, используемые для эксплуатации судов, а также любые остатки такой нефти.


Конвенция применяется к морским плавучим средствам любого типа кроме военных кораблей или других государственных судов, используемым в данное время только для правительственной некоммерческой службы.


Собственник судна, ставшего источником загрязнения, несет в соответствии с Документом ответственность перед государством-участником Конвенции, если это произошло в его территориальном море и исключительной экономической зоне. Освобождение от ответственности допускается лишь в ограниченных случаях.


Конвенция устанавливает обязательное страхование или финансовое обеспечение гражданской ответственности, а государство-участник Конвенции не должно разрешить эксплуатацию судов, плавающих под его флагом, если они их не имеют.


***


Методы устранения двойного налогообложения при экономической деятельности между Россией и Алжиром, а также порядок разрешения споров и гарантированное недопущение налоговой дискриминации предусматривает двусторонняя межправительственная Конвенция. Ее ратификацию одобрил 26 ноября 2008 года Совет Федерации на 235-м пленарном заседании.


Теперь юридические и физические лица не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и имущества в своем государстве и государстве-партнере. При этом налоговые привилегии членов дипломатических миссий и консульских учреждений, предоставленные им в соответствии с нормами международного права или положениями специальных соглашений, Конвенцией не затрагиваются.


Документ предусматривает также сотрудничество компетентных органов (Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Алжирской Народной Демократической Республики), которое заключается в обмене информацией и в мерах по взаимовыгодному содействию в вопросах налогообложения.


Ратификация Конвенции, по мнению сенаторов,  будет способствовать развитию двустороннего торгового, культурного, научно-технического сотрудничества, а также стратегически важного для российских национальных интересов сотрудничества в области энергетики.


***


Одобрен Федеральный закон “О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”, изменяющий период  мониторинга цен на нефть на мировых рынках.


Закон представил глава Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин.


Закон изменяет с двух месяцев до одного период проведения мониторинга Правительством РФ цен на сырую нефть марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения ее средней цены.


Кроме этого, законом на срок один календарный месяц устанавливаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти. Решения Правительства РФ об изменении ставок должны быть опубликованы не позднее, чем за один день до дня их вступления в силу, подчеркнул Евгений Бушмин.


Докладчик пояснил, что данный закон позволит Правительству РФ более оперативно реагировать на динамику изменения мировых цен на нефть.


Закон одобрен большинством голосов.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».


На двести тридцать пятом пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».


Изменения, внесенные в Закон, касаются увеличения предельного размера возмещения стоимости услуг по погребению специализированной службе, размера социального пособия на погребение, а также введения механизма их индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции.


В частности, размер социального пособия на погребение, установленного пунктом 1 статьи 10 указанного закона, родственникам или законным представителям умершего, с 1 января 2009 года будет увеличен с 1000 до 4 000 рублей. По мнению законодателей, изменение решит острую социальную проблему в этом вопросе, так как повысит гарантии предоставления материальной помощи для погребения умершего.


Законом  в целях сохранения в будущем реального размера пособия вводится норма, предлагающая его индексацию исходя из уровня инфляции.


***


Совет Федерации одобрил на 235-м пленарном заседании Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”.


Исключить двойное взимание налога на добавленную стоимость при покупке подержанных автомобилей у физических лиц позволит изменение в статью 154 Налогового кодекса. Его одобрил 26 ноября 2008 года на 235-м пленарном заседании Совет Федерации.


Изменение в статью 164 Налогового кодекса также одобренное российскими сенаторами носит технический характер.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


На двести тридцать пятом пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Изменения, внесенные в законы, касаются  вопроса отнесения автомобильных дорог, находящихся вне границ поселения, но при этом не связывающих несколько населенных пунктов, к ведению и собственности муниципального района. Например, дороги к сенокосам, пастбищам и кладбищам.


Исключения составляют автомобильные дороги федерального, регионального и межмуниципального значения.


Закон носит уточняющий характер и устраняет противоречия дорожной деятельности в вопросах местного значения  муниципального района и поселения.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в РФ». Им устанавливаются правовые основы деятельности по геномной регистрации граждан, проживающих или временно пребывающих на территории России. Законом предусматривается создание федеральной базы геномных данных (индивидуальная информация об определенных фрагментах ДНК человека). Устанавливается два вида государственной геномной регистрации: добровольная и обязательная.


Обязательной государственной геномной регистрации подлежат осужденные и лица, отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий; а также неопознанные трупы.


Проведение добровольной государственной геномной регистрации будет осуществляться на основании письменного заявления граждан и на платной основе.


На заседании было отмечено, что законом устанавливаются сроки хранения геномной информации, порядок ее получения и использования, а также уничтожения. Надзор за исполнением закона будет осуществляться органами прокуратуры.


Закон вступает в силу c нового 2009 года.


***


Одобрены изменения в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” и отдельные законодательные акты Российской Федерации.


Закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” и отдельные законодательные акты РФ”  направлен на реализацию дополнительных мер по стимулированию развития рынка жилья в условиях сложившейся ситуации на финансовых ранках и её влияния на состояние строительной отрасли в Российской Федерации, подчеркнул докладчик – председатель Комиссии СФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Толкачев.


Законом, пояснил он,  корректируется порядок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по решению проблемы  переселения из  аварийного жилого фонда.


Согласно закону, Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ до 31 декабря 2009 года будет выделено 50 млрд. рублей на оказание финансовой поддержки субъектам Федерации для переселения граждан из аварийного жилья.


Для стимулирования развития рынка жилья сокращён перечень условий предоставления финансовой поддержки. В качестве условий определены:  наличие  региональных  адресных  программ  по  переселению граждан из аварийного жилья  и их финансирование из бюджета субъекта РФ;  выполнение  регионами и муниципалитетами условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.


Указанные средства распределяются между регионами пропорционально ранее установленному лимиту предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда. Речь идет о  приобретении жилых помещений в многоквартирных домах, строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов (в том числе многоквартирных домах, строящихся с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц  – «долевое строительство»). При этом расходование указанных средств должно обеспечивать завершение их строительства.


Государственным контрактом будут предусмотрены обязательства застройщика осуществить завершение строительства многоквартирных домов и обеспечить государственную регистрацию права собственности застройщика на жилые помещения не позднее шести месяцев с даты заключения государственного контракта.


Стороной государственного контракта на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах выступает застройщик. Он осуществляет завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов незавершенного жилищного строительства, при этом вправе получить аванс в размере тридцати процентов, а также частичную оплату выполненных работ после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Окончательный расчет осуществляется после государственной регистрации прав собственности субъекта Российской Федерации на жилые помещения. Цена государственного контракта формируется исходя из цены квадратного метра жилых помещений, на приобретение которых размещается заказ. При этом такая цена не должна превышать среднюю рыночную стоимость в соответствующем субъекте Федерации.


В качестве обеспечительных мер исполнения обязательств по государственному контракту (в том числе, в целях предотвращения ранее распространенной практики уклонения от выполнения контракта и обеспечения победы «нужного» подрядчика) к участникам торгов предусматриваются требования предоставления безотзывной банковской гарантии либо внесения денежных средств.


Законом также установлены требования к региональной адресной программе по переселению граждан, особенности рассмотрения заявок на предоставление финансовой поддержки и особенности мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан.


Глава Комиссии СФ по жилищной политике и ЖКХ Олег Толкачев обратил внимание на существующее для региона риски. Вместе с тем, устанавливаемые механизмы могут нести в себе дополнительные финансовые риски для бюджетов субъектов Российской Федерации. С одной стороны субъект Российской Федерации принимает обязательства по приобретению жилья (подтверждает выделение из бюджета средств на долевое финансирование в своей заявке), а с другой стороны несет риски  – в случае отказа в финансировании Фондом региональной адресной программы.


В этой связи, Олег Толкачев считает целесообразным по результатам правоприменительной практики рассмотреть возможность изменения процедур авансирования бюджетов субъектов Федерации с безусловным сохранениям целевого характера выделяемых средств.


Закон чрезвычайно актуален, имеет социальную направленность в условиях кризисных явлений в российской экономике и даст подвижки в решении проблемы переселения граждан из аварийного жилья, подчеркнул Олег Толкачев.


Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” одобрен  единогласно.


***


Одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».


На двести тридцать пятом пленарном заседании Совет Федерации  одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».


Одобренным Федеральным законом предлагается установить безвизовый режим въезда и пребывания в Российской Федерации в течение 72 часов для иностранных граждан, пребывающих в нашу страну в туристических целях на морских и речных пассажирских паромах, круизных судах, имеющих разрешение на пассажирские перевозки.


Кроме этого Правительством России определяются число морских и речных портов открытых для международного пассажирского сообщения.


По мнению законодателей, Закон создает дополнительные благоприятные организационные условия для привлечения иностранных туристов в наиболее привлекательные в туристическом отношении приморские и приречные регионы России.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».


На двести тридцать пятом пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».


Закон предусматривает возможность создания в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях изолированных участков, функционирующих как колонии-поселения, для привлечения осужденных-поселенцев к работам по хозяйственному обслуживанию и другим работам по обеспечению функционирования этих лечебных учреждений.


Создание таких участков, считают законодатели, будет способствовать реализации права нетрудоспособных осужденных, содержащихся в лечебно-профилактических и лечебных учреждениях, на необходимые условия для отбывания наказания и лечения. Порядок создания подобных участков будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Им совершенствуются правовые нормы, которые регулируют вопросы воинского учета граждан. Устанавливается, в частности, что воинский учет всех категорий военнообязанных лиц ведется военными комиссариатами не только по месту жительства, но и временного – на срок свыше трех месяцев – их пребывания где-либо. Уточняются и обязанности граждан по воинскому учету.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон, в котором утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за 2007 год с указанием общего объема доходов в сумме 7 781 119 783,7 тыс. рублей, расходов в сумме 5 986 561 831,4 тыс. рублей и профицита федерального бюджета в сумме 1 794 557 952,3 тыс. рублей.


Как отметил представивший закон глава Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин, федеральный бюджет на 2007 год стал основой для формирования первого трехлетнего бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. По его словам, в 2007 году продолжилась положительная тенденция развития российской экономики, которая позволила обеспечить стабильное исполнение федерального бюджета.


Мировая цена на нефть марки «Юралс» в среднем за 2007 год составила 69,3 доллара США за баррель и превысила уровень, принятый в расчетах к федеральному бюджету на 2007 год (61 долларов США за баррель). В тоже время цена на природный газ сложилась ниже прогнозируемого уровня на 11,6%.


Объем экспорта в 2007 году составил 354,4 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 16,8%. Темпы роста импорта в 2007 году ускорились и составили 36%, объем импорта возрос до 223,4 млрд. долларов США. Индекс потребительских цен вырос на 11,9%, что на 3,9 процентного пункта выше, чем первоначально прогнозируемый – 8%.


Номинальный курс рубля к доллару США в среднем за 2007 год составил 25,6 рубля (27,2 рубля в 2006 году), курс евро к рублю 35,0 рубля (34,1 рубля в 2006 году).


Темпы роста ВВП в 2007 году увеличились до 8,1% против 7,4% в 2006 году. Фактически объем ВВП России за 2007 год составил 32,99 трлн. рублей.


По показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности доля России в мировом ВВП последовательно увеличивается. В 2007 году она достигла 3,26%. В результате 2007 года по размеру ВВП Россия заняла 7 место в мире, опередив Францию, Бразилию и Италию.


В то же время, несмотря на положительную динамику развития экономики, существенных сдвигов в повышении благосостояния населения не произошло. Отметил Евгений Бушмин.


В 2007 году темп прироста реальных денежных доходов населения замедлился и составил 10,7% (в 2006 году – 13,5%). Продолжилась негативная тенденция увеличения дифференциации населения по уровням доходов. Соотношение между средними уровнями доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения за 2007 год составило 16,8 раза (в 2006 году – 16 раз).


Анализ динамики макроэкономических показателей, сложившихся за 2000-2007 годы, свидетельствует об их существенным отклонении от прогнозируемых значений. Прослеживается четкая тенденция превышения фактических объемов ВВП, темпов роста ВВП, уровня инфляции и других показателей над прогнозными.


В 2007 году, как и в 2006 году, в первоначально утвержденный бюджет в конце финансового года были внесены существенные изменения. Всего за 2007 год было внесено 5 изменений в федеральный бюджет. Такая корректировка основных показателей федерального бюджета в течение года и по итогам его исполнения доказывает необходимость повышения качества и точности оценки макроэкономических показателей экономического развития, считают в Совете Федерации.


***


Совет Федерации одобрил федеральные законы об исполнении бюджетов государственных социальных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.


Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год исполнен в сумме 1 946 817 349,3 тыс. рублей и по расходам в сумме 1 786 457 030 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 160 360 319,3 тыс. рублей.


В 2007 году общая численность пенсионеров увеличилась на 142,1 тыс. человек и на 31 декабря 2007 года составила 38,3 млн. человек. Число получателей социальной пенсии увеличилось на 189,9 тыс. человек. Средний размер трудовой пенсии увеличился на 818,5 рублей (28,3%) и составил 3713 рублей на конец года, при уровне роста цен за 2007 год — на 11,9 процента. Размер трудовой пенсии по старости увеличился на 850 рублей (27,4%) и на конец года составил 3949 рублей, средний размер социальной пенсии увеличился на 879 рублей (46,8%) и на конец года составил 2756 рублей.


Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации исполнен по доходам в сумме 295 368 256,4 тыс. рублей. Бюджет Фонда за 2007 год исполнен с дефицитом в сумме 7 693 980,0 тыс. рублей. На покрытие дефицита были направлены остатки средств на обязательное социальное страхование в сумме 16 277 068,9 тыс.рублей.


Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2007 году исполнен по доходам в сумме 157 817 143,1 тыс. рублей и по расходам в сумме 158 176 868,7 тыс. рублей. На покрытие дефицита бюджета Фонда были направлены остатки денежных средств Фонда.


На выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС было направлено 108 726 219,0 тыс. рублей. Расходы на субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования осуществлены в сумме 41 823 300,0 тыс. рублей.


На оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами были израсходованы средства федерального бюджета в сумме 66 902 919,0 тыс. рублей.


По материалам пресс-службы Совета Федерации