Завершилось 234-е заседание Совета Федерации

12 ноября 2008

Завершилось 234-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


***


Решением Совета Федерации на заседании подтверждены полномочия членов палаты Валентина Межевича и Светланы Орловой, представляющих в российском парламенте органы власти Иркутской и Кемеровской областей.


По предложению Сергея Миронова С.Орлова переизбрана на пост заместителя Председателя СФ.


***


По представлению Президента России Совет Федерации произвел назначения на высшие судебные должности страны.


В соответствии с возложенными на него конституционными полномочиями Совет Федерации утвердил Владимира Давыдова в должности члена Президиума Верховного суда РФ. Членами Верховного суда России назначены Александр Воронов и Юрий Ситников.


***


Совет Федерации одобрил на 234-м пленарном заседании Федеральные законы «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия», «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия», Федеральный закон «О ратификации Соглашения об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств -членов Организации Договора о коллективной безопасности» и «О ратификации Соглашения о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности».


Большое политическое и гуманитарное значение двусторонних договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи России с Абхазией и Южной Осетией подчеркнул заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев. Ратификацию этих документов палата одобрила 12 ноября 2008 года на 234-м  пленарном заседании.


Документы определяют фундаментальные принципы и основные направления   межгосударственного   сотрудничества сторон. В договорах подтверждается приверженность Уставу ООН, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе взаимному уважению государственного суверенитета и территориальной целостности, мирному урегулированию споров и неприменению силы или угрозы силой, равноправию и невмешательству во внутренние дела, соблюдению и защите прав человека и основных свобод, добросовестному выполнению международных обязательств.


Кроме того, Стороны договорились о тесном сотрудничестве в области внешней политики и о взаимодействии в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности в Закавказском регионе, в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности России, Абхазии и Южной Осетии.


Договор, по своей сути, является базовым документом, и реализация его положений послужит основанием для формирования договорно-правовой базы двусторонних отношений. В Договоре определены обязательства Сторон по заключению отдельных соглашений по важнейшим вопросам двусторонних отношений, в том числе: военному сотрудничеству, прохождению государственных границ между нашими странами, охрана границ Южной Осетии и Абхазии, урегулированию вопроса двойного гражданства, развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, урегулированию вопросов в сфере здравоохранения и социального обеспечения граждан, науки и образования.


Кроме того отныне каждый гражданин этих двух республик будет иметь право на защиту на территории третьего государства, где нет их представительств, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений России.


Договоры будут действовать 10 лет, с автоматическим продлением на пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить его действие.


***


Совет Федерации ратифицировал также два Соглашения, которые законодательно оформили различные аспекты деятельности коалиционных вооруженных сил государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).


Первый документ регламентирует оперативное оборудование территории, совместное использование объектов военной инфраструктуры государств ОДКБ для  создания механизмов реагирования на возникающие угрозы и вызовы региональной и международной безопасности. Он определяет перечень таких объектов, перспективный план их создания, развития и порядка содержания.


Второе Соглашение направлено на создание системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ на основе элементов существующих систем управления вооруженными силами государств – членов ОДКБ в регионах коллективной безопасности с перспективой дальнейшего развития по мере разработки и поступления на вооружение новых образцов оружия и военной техники.


Система управления создается в целях обеспечения эффективного функционирования коалиционных сил и средств в мирное и военное время, для адекватного реагирования на современные угрозы безопасности в Центрально-Азиатском, Восточно-Европейском и Кавказском регионах.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». 


Цель закона – распространение на предприятия и организации уголовно-исправительной системы (УИС) льгот, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для организаций, использующих труд инвалидов, и лечебно-производственных (трудовых) мастерских при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях.


Одобренным Федеральным законом предусматривается освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг), производимых или выполняемых лечебно-проиводственными мастерскими лечебных исправительных учреждений УИС.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 346 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».


В частности, целью данного Федерального закона является совершенствование практики применения специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения.


Теперь налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставляется право изменять объект налогообложения ежегодно. При этом допускается изменение объекта налогообложения с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором он предполагает изменить объект налогообложения.


Эти изменения позволят предпринимателям более эффективно использовать преимущества применения упрощенной системы налогообложен6ия и адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. По мнению экспертов, это особенно актуально на начальном этапе деятельности индивидуальных предпринимателей и для вновь организованных предприятий, так как из-за отсутствия опыта они еще не могут определить оптимальный вариант учета хозяйственных операций и выбрать соответствующий объект налогообложения.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Бюджет представили председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин и Министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин.



С основным докладом выступил председатель профильного комитета верхней палаты – Евгений Бушмин. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», подчеркнул он, сформирован в соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и с учетом ожидаемых итогов исполнения федерального бюджета за 2008 год.


Говоря о формировании бюджетных показателей Е.Бушмин подчеркнул, что Правительству России удалось обеспечить «защиту от кризисных явлений на мировых финансовых рынках, несмотря на рост расходов, превышающий инфляционные показатели».


Федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов сформирован с профицитом. Доходы федерального бюджета на 2009 год определены в размере 10 927,1 млрд. рублей, на 2010 и 2011 годы – 11 733,6 млрд. рублей и 12 838,96 млрд. рублей В 2009 году превышение доходов федерального бюджета над расходами составит 1902,5 млрд. рублей, в 2010 и 2011 годах – 1413,3 и 1521,3 млрд. рублей соответственно.


Планируемые нефтегазовые доходы составят в 2009 году 4692,5 млрд. рублей, в 2010 и 2011 годах – 4526,2 млрд. рублей и 4637,5 млрд. рублей. Такое сокращение, как отметил Евгений Бушмин, связано, прежде всего, с замедлением темпов прироста добычи и экспорта нефти, а также с прогнозируемым снижением мировой цены на нефть. В результате доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета снизится с 50,0% в 2008 году до 36,1% в 2011 году.


Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год предусмотрен в сумме 9024,7 млрд. рублей, что на 28,5% больше показателя 2008 года. В 2010 году объем расходов установлен в сумме 10320,3 млрд. рублей (увеличение по сравнению с предыдущим годом на 1295,0 млрд. рублей, или на 14,4%), в 2011 году – 11317,7 млрд. рублей (увеличение на 997,4 млрд. рублей, или на 9,7%). Таким образом, объем расходов федерального бюджета увеличится к 2011 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2008 год в номинальном выражении более чем в 1,6 раза.


В рамках федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов предусмотрены дотации бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований, объем которых в 2009 году составит 431,96 млрд. рублей, а в 2010 и 2011 годах – 455,0 млрд. рублей и 482,7 млрд. рублей соответственно. Евгений Бушмин отметил, что увеличение объемов финансирования в 2009 году по данному подразделу вызвано необходимостью реализации подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Кроме того, по данному подразделу в 2009 году выделяется 6,0 млрд. рублей на строительство медицинских центров по оказанию специализированной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии (перинатальных центров).


Рассказав о направлениях расходования бюджетных средств, Евгений Бушмин обратил внимание на то, что одним из приоритетов расходования средств остается развитие отечественной промышленности и экономики. Особое внимание в сложившихся условиях требует, по мнению Евгения Бушмина, долговая политика Правительства.  Он также обратил внимание на то, что продолжается ускоренное формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.


Полный анализ бюджетной стратегии на 2009-2011 годы сделан в Заключении Комитета Совета Федерации по бюджету.


Министр финансов РФ Алексей Кудрин сделал акцент в выступлении на взятый правительством курс по снижению зависимости формирования бюджета от нефтегазовых доходов. Это наиболее актуальная задача, по мнению А.Кудрина, учитывая наблюдающееся снижение мировых цен на нефть. Он сообщил, что доходная часть бюджета будет на 50% наполнена за счет нефтегазовых доходов, а в следующем году их доля снизится до 30%.  В целях гарантированного исполнения бюджетных показателей А.Кудрин считает необходимым одобрение поправки в Бюджетный кодекс, дающей Правительству РФ полномочия использовать в случае необходимости средства Резервного фонда для реализации бюджета. Далее Министр финансов ответил  на вопросы Вячеслава Новикова, Олега Толкачева, Бориса Третяка, касающиеся строительства жилья для военнослужащих, возможности оказания финансовой поддержки банкам и предприятиям в регионах России.


Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» одобрен Советом Федерации и направлен на подпись главе государства.


***


После принятия бюджета Совет Федерации одобрил связанные с ним Федеральные законы:


«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Законом вносятся корректировки в Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс, в законодательство о налогах и сборах, устанавливается новый порядок распределения акцизных доходов на алкоголь а также использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Кроме того, данный закон предусматривает создание Комиссии Федерального Собрания РФ по вопросам перераспределения бюджетных ассигнований между текущим  финансовым годом и плановым периодом. Решения Правительства РФ по перераспределению бюджетных ассигнований теперь будут приниматься только после рассмотрения соответствующих предложений Комиссией Федерального Собрания, включающей по семь представителей от Госдумы и Совета Федерации.


«О приостановлении действия отдельных законодательных актов РФ в связи с ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»  Приостанавливается действие двух принятых в 1995 году законов «О государственных долговых товарных обязательствах» (в части чеков «Урожай-90») и «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ». Объем средств для реализации первого закона составляет по оценке Минфина более 950 млрд рублей, а второго закона – около 6 трлн рублей. На данном этапе развития российской экономики реализация таких расходных обязательств не может быть обеспечена доходами федерального бюджета, отмечает Комитет СФ по бюджету.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 26 и 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Им дополняется перечень полномочий субъектов Федерации самостоятельно решать вопросы содержания, развития и организации эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности регионов. При этом законодательно расширяется и перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта РФ.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».


В частности, Законом установлено, что в 2009 году и на плановый период 2010 и 2011 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачивается страхователем по тарифам и в порядке, утвержденном Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».


Законом сохраняются 32 страховых тарифа дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Также сохраняется льгота по уплате страховых взносов,  установленная в 2001 году и продленная до 2007 года.


Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, в соответствии с которым величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.


При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции.


***


Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Этот правовой акт призван содействовать сохранению существующих объёмов изготовления отечественных наркотических и психотропных лекарственных средств, необходимых в здравоохранении. Для этого в одну из статей действующего закона вводится норма, которая запрещает приватизацию государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных учреждений, имеющих право на изготовление средств, входящих в утверждаемый Правительством России список.


***


Совет Федерации единогласно одобрил Федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на ближайшие три года.


Федеральный закон разработан с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2009 – 2011 годах, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Положением о составлении проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской   Федерации   по   принципу   «скользящей   трехлетки».  


Как отметила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко, в данном законе  уточняются показатели бюджета Фонда на 2009 и 2010 годы, утверждаются значения показателей на 2011 год на основе параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и ожидаемых итогов исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год.


Представленный бюджет Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бездефицитен, сбалансирован по доходам и расходам. Доходы Фонда предусмотрены в 2009 году в сумме 119,31 млрд. рублей, в 2010 году – 137,96 млрд. рублей и в 2011 году –  157,92 млрд. рублей.  


Формирование доходов бюджета Фонда планируется от поступления единого социального налога; налогов, отнесенных к специальным налоговым режимам, а также недоимок, штрафов и пени по страховым взносам; субсидий из Федерального бюджета.


***


Одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».


Как отметил глава Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук, цель Федерального закона – дальнейшее совершенствование вопросов организации местного самоуправления, в связи с чем предусматривается исключение из вопросов местного значения поселения вопросов организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения, и отнесение этих вопросов к вопросам местного значения муниципального района.


Одновременно с этим рассматриваемым Федеральным законом предлагается предоставить органам местного самоуправления поселений право на участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.


Указанное перераспределение вопросов местного значения между поселением и муниципальным районом будет способствовать повышению уровня мобилизационной готовности муниципальных образований, считают в Совете Федерации.


Федеральный закон был одобрен единогласно.


По материалам пресс-службы Совета Федерации