16 апреля 2008
Состоялось 220-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В начале заседания были рассмотрены вопросы о подтверждении и прекращении полномочий членов Совета Федерации и о назначении на должность судей Верховного Суда Российской Федерации.
Верхняя палата рассмотрела федеральные законы: “О ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией”, “О присоединении Российской Федерации к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака”, “Об опеке и попечительстве”, “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”.
Члены Совета Федерации обсудили изменения в уже действующие законы Российской Федерации: “О референдуме Российской Федерации” (закрепление исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации по некоторым вопросам, выносимым на референдум Российской Федерации), “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” (о совершенствовании федерального законодательства в сфере деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований) и другие.
После оживленной дискуссии единогласно 151 голосом членов палаты Совет Федерации одобрил Федеральный закон «Об опеке и попечительстве». Этот правовой акт направлен на формирование единой системы законодательства, которым регулируются правоотношения в этой сфере. Закон содержит принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, определяет полномочия органов опеки и попечительства, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. В нем содержатся новые положения, направленные на удовлетворение интересов граждан, нуждающихся в опеке (попечительстве).
Законом предусмотрено, в частности, введение упрощенного порядка назначения опеки в случаях необходимости; временной опеки, к примеру, на срок командировки родителей; назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять своих родительских обязанностей; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Правовым актом закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами и попечителями.
В отличие от действующих законодательных норм, которые допускают выплату опекунам и попечителям вознаграждения только в одном случае – приемной семье, – в рассмотренном законе допускается заключение договоров об осуществлении опеки и попечительства в любых случаях. Таким договором, указывалось на заседании, может быть предусмотрена выплата вознаграждения. По убеждению парламентариев, такая новелла будет способствовать в том числе сокращению числа детей, воспитывающихся сейчас в специализированных детских учреждениях.
Законом подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение имущественных сделок, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных.
В законе также впервые предусмотрено введение ответственности опекунов, а также органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных.
Вместе с тем, по заключению профильного Комитета СФ представленный сессии верхней палаты Федерального Собрания РФ, закон имеет некоторые недостатки, которые предполагается подправить в ходе законотворческой деятельности российского парламента.
В пакете с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» на заседании Совета Федерации одобрены поправки к действующему законодательству – изменения в Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы России.
На 220-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный конституционный закон “О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”.
Закон закрепил исключительную компетенцию органов государственной власти РФ по некоторым вопросам, выносимым на референдумы в России, пояснил докладчик – председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Уточняются круг вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, а также механизмы судебного контроля за разрешением споров в случае признания ЦИК РФ вопросов референдума не соответствующими законодательным требованиям. Преамбула действующего Закона дополняется положением, согласно которому референдум не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции РФ, и для ограничения или отмены общепризнанных прав и свобод гражданина.
Одобрен Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статьи 24 и 331 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Необходимость принятия данного Федерального конституционного закона связана с изменением наименования Ханты-Мансийского автономного округа на «Ханты-Мансийский автономный округ – Югра».
Одобренным законодательным актом нормы Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» приводятся в соответствие с новым названием субъекта Федерации.
В пленарном заседании Совета Федерации поддержаны законодательные инициативы палаты, разработанные Комитетом СФ по вопросам местного самоуправления. Проекты Федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» и «О внесении изменения в статью 27 Водного кодекса РФ» будут внесены на рассмотрение Государственной Думы.
Первый законопроект расширяет перечень ограничений, накладываемых на граждан, связанных с муниципальной службой, а также закрепляет механизм разрешения конфликта интересов на службе. Предлагается, в частности, урегулировать проблему привлечения на муниципальную службу граждан с не снятой или не погашенной судимостью; более полно урегулировать вопросы разрешения конфликта интересов на муниципальной службе, а также отстранения муниципального служащего от замещаемой должности.
Второй законопроект дополняет статью Водного кодекса России положением, которое предоставляет органам местного самоуправления право на участие в деятельности бассейновых советов.
На 220 пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации»
Первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев отметил, что в ходе административной реформы в 2004 году функции Министерства юстиции по регистрации торгово-промышленных палат, правоприменительные функции в сфере нотариата и ряд других были переданы вновь образованной Федеральной регистрационной службе.
Это потребовало внесения изменений в законодательство, на которые и направлен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере государственной регистрации».
Указанный документ вносит изменения в Закон РФ «О торгово-промышленных палатах Российской Федерации», часть третью Гражданского кодекса РФ, федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
Изменения касаются, в частности, терминологии, в целях более точного соответствия нормативно-правовому регулированию государственной регистрации.
Совет Федерации единогласно проголосовал за одобрение данного закона.
На заседании Совета Федерации было принято Обращение Совета Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации В.А.Зубкову о повышении уровня пенсионного обеспечения отдельной категории участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности выступил с инициативой обратиться в Правительство РФ с просьбой рассмотреть вопрос о повышении пенсионного обеспечения участников последнего военного призыва.
Как пояснил первый заместитель председателя комитета Евгений Серебренников, это связано с многочисленными обращениями участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В обращении подчеркивается, что необходимость решения этого вопроса приобрела особое значение после принятия Федерального закона от 25 ноября 2006 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым право на получение второй пенсии по инвалидности предоставлено гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и являющимся ветеранами Великой Отечественной войны.
«Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает, что в настоящее время следует пересмотреть существующий подход в государственном пенсионном обеспечении участников Великой Отечественной войны», – говорится в обращении. Верхняя палата парламента обращается к Правительству с просьбой разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, который предоставил бы право на одновременное получение двух пенсий (трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности) участникам Великой Отечественной войны из числа «последнего военного призыва».
Законодательное решение этой проблемы позволит повысить уровень пенсионного обеспечения людей преклонного возраста и станет существенной поддержкой для них со стороны государства в преддверии празднования 65-летия Великой Победы, считают в Совете Федерации.
По материалам пресс-службы Совета Федерации.