Законопроект о статусе педагогических работников

24 ноября 2014

Сергей Миронов, а также заместитель председателя Государственной Думы Николай Левичев, депутаты фракции “Справедливая Россия” Виктор Шудегов, Михаил Емельянов внесли на рассмотрение ГД законопроект № 659799-6 “О внесении изменений в статьи 47 и 99 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (об уточнении правового статуса педагогических работников, их прав и свобод).

Как говорится в пояснительной записке, разработка законопроекта вызвана “необходимостью обеспечения радикального улучшения эффективности деятельности отечественной системы образования как основополагающего фактора динамичного развития России, укрепления ее обороноспособности и формирования конкурентоспособной экономики, базирующейся на высоком уровне образованности населения”.

Авторы документа отмечают, что, несмотря на декларируемые мероприятия по развитию образования, ситуация продолжает ухудшаться. Ярким свидетельством этой тенденции является вынужденное снижение Рособрнадзором в текущем году минимального балла ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24 баллов. Таким образом, Рособрнадзор фактически был вынужден признать существенное снижение качества образования по русскому языку у выпускников школ.

По мнению парламентариев, в основе негативного развития событий в отечественной системе образования лежит неправильная ориентаций мероприятий в сфере образования последнего десятилетия, которые решали и решают, в первую очередь, организационные вопросы (например, сокращение числа вузов, создание благоприятных условий для “избранных” образовательных учреждений и т.д.), но не обеспечили должного статуса педагогического работника. Это не позволило до сих пор привлечь в систему образования лучшую часть общества.

Законопроект предполагает существенное повышение статуса педагогического работника, содействие молодым педагогам в их закреплении на работе в образовательной организации, целенаправленную поддержку сельских педагогов. Причём, повышение статуса предусматривается как с точки зрения защиты чести и достоинства педагога, так и повышением его материального благосостояния. В частности, устанавливается, что педагогический работник, выполняя должностные обязанности, находится под защитой государства. В случае применение в отношении него насилия или публичного оскорбления при исполнении им профессиональных обязанностей эти действия приравниваются соответственно к применению насилия в отношении представителя власти.

Для повышения благосостояния устанавливается ряд дополнительных положений прямого действия, расширяющих трудовые права и социальные гарантии учителей. Например, педагогические работники наделяются правом при уходе в длительный отпуск сроком до года получать 50% от средней оплаты труда, получать два оклада при увольнении или выходе на пенсию, надбавки к окладам за каждого обучающегося свыше нормативной наполняемости класса. Предполагается ежемесячная выплата по 3000 руб. за ученую степень кандидата наук и по 7000 руб. за ученую степень доктора наук, право на 50-процентную скидку на путёвки в санаторий и т.д.

Принципиальным является вводимое законопроектом положение о новом порядке повышения заработной платы педагогам. Этим положением предусматривается, что нормативные расходы на оплату труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций не могут быть ниже уровня, рассчитанного на одну ставку педагогического работника в определенных процентных соотношениях к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом предусматривается и сокращение сроков, в которые будет реализована задача по повышению заработной платы педагогов.

Также разработаны меры поддержки сельской школы в отношении педагогических работников на селе.

В целом, принятие настоящего федерального закона призвано содействовать возрождению отечественной системы образования.

По материалам официального сайта Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ