28 июня 2006
28 июня. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в рамках официального визита во Французскую Республику выступил с докладом на пленарном заседании 57-ой сессии ПАСЕ. Он, в частности, сказал:
В этом году исполняется десять лет со времени вступления России в Совет Европы. Именно в этом году России выпала честь председательствовать в Комитете министров этой организации под девизом “К единой Европе без разделительных линий”. В этом девизе отражены вековые стремления европейских народов к объединению, состоянию, при котором “всякий европеец – у себя дома в любой части Европы”. Эти слова об общем европейском доме произнесены более двухсот лет назад англичанином Эдмундом Бёрком, в самом начале эпохи Нового времени. И вопреки всем драматическим событиям нашей общей истории, предвидения лучших европейских умов сбылись.
Сегодня в деле объединения европейских народов мы особо отмечаем роль Совета Европы, который обеспечивает единство в многообразии, присущем странам и народам нашего континента.
Сегодня географические пределы расширения Совета Европы практически достигнуты. В нем – сорок шесть государств с населением восемьсот миллионов европейцев. Эти восемьсот миллионов через своих представителей в Страсбурге участвуют и в европейских, и в глобальных делах.
Особенность российского председательства состоит в том, что Совет Европы сегодня оказался в начале нового пути. Об этом шла речь на Третьем саммите Совета Европы. И качество работы председателя будет оцениваться в соответствии с принятыми в Варшаве Политической декларацией и Планом действий. Совету Европы этими документами поручено продолжать продвижение европейских ценностей. Но успех этого продвижения зависит от того, насколько Совету Европы удастся наладить дружную работу с другими европейскими институтами, с Евросоюзом, ОБСЕ. Потому что теперь этот успех определяется расширением деятельности, всесторонностью, отвечающей мандату организации общей компетенции. Речь идет о включении в работу Совета Европы сотрудничества по безопасности, социальным проблемам, культуре, науке, образованию. Если угодно, Совет Европы ждут преобразования. Именно в реформах и состоит то укрепление Совета Европы, за которое единодушно проголосовали участники саммита в Варшаве.
Примечательно, что на Третьем саммите Совета Европы был сделан вывод о недопустимости фокусировать всю деятельность организации исключительно на правозащитном направлении при всей его несомненной важности. Там же прозвучал и девиз российского председательства о Европе без разделительных линий. Без единого правового пространства, разделительные линии в Европе не удастся разрушить.
Время уже показало эффективность Конвенций и иных юридических документов Совета Европы. Мы выступаем за эффективное функционирование конвенционного механизма Совета Европы. Сегодня Россия в той или иной форме участвует в 46 из 200 конвенций Совета Европы. В частности, Россия – первая страна, которая ратифицировала Конвенцию о предупреждении терроризма. Не думаю, что за ратификацию этой Конвенции надо агитировать.
Угроза терроризма нарастает. Эксперты, пока гипотетически, обсуждают проблему химического, биологического, ядерного терроризма. Ни одно самое мощное государство в одиночку с сетевыми террористическими структурами не справится. Настала необходимость в создании правового документа против кибертерроризма. Явно устарели Конвенции Совета Европы о выдаче 1957 года и правовой помощи по уголовным делам 1959 года. Настало время и для документа о борьбе с производством и оборотом поддельных лекарственных средств.
Насилие в мире ужесточается. Нам следует продолжить борьбу с проявлениями антисемитизма и неонацизма. Поздно будет, когда молодчики взломают двери в наши дома. Людей разделяют не только политические границы, но также ксенофобия, расовая и религиозная нетерпимость. Эти, не нанесенные на карты, порождающие ненависть, разделительные линии проходят, к сожалению, и по городам Европы. Бороться с ненавистью, как и с терроризмом, можно только сообща. Поэтому среди задач председательства России – активизация межконфессионального и межцивилизационного диалога. Думаю, Совету Европы уместно принять участие в инициативе Генерального секретаря ООН, Турции и Испании “Альянс цивилизаций”. Россия поддерживает эту инициативу. Диалог с мусульманскими общинами Европы необходим.
В России Конвенции Совета Европы проходят стадию выполнения. Наибольшее количество претензий вызывает нератификация шестого Протокола об отмене смертной казни. Лично я противник смертной казни. Но таких противников у нас пока что, к сожалению, меньшинство. Количество сторонников смертной казни в России поддерживается зверствами террористов, воспоминаниями о криминальном разгуле 90-х годов. Люди требуют возмездия по принципу «око за око». Ни в одной стране мира запрет смертной казни поддержки большинства не имел, и Россия здесь не исключение. Но мы будем обязаны решать эти проблемы.
В Европе без разделительных линий двойные стандарты в оценке одних и тех же явлений и событий недопустимы. Применение таких стандартов в отношении маршей ветеранов ЭсЭс или миллионной армии неграждан подрывает авторитет европейских организаций. Надо ли также следовать плохим примерам международной практики, когда одна из европейских стран становится без доказанных причин государством-изгоем. Мы надеемся, что усилия членов Совета Европы, направленные на поиск взаимопонимания с Белоруссией, увенчаются успехом. Потому что изоляция этой страны на деле означает изоляцию белорусского народа. Санкции к руководству всегда оборачиваются санкциями к населению. Изоляция и санкции – не европейская манера поведения.
В Европе должны действовать не двойные, а единые стандарты, устанавливаемые, прежде всего, юридическими документами Совета Европы. Сегодня мы сталкиваемся, мягко говоря, с неоднозначными оценками результатов выборов. Досадно, что безоговорочные, часто заведомые приговоры демократическим процедурам выносят именно европейские институты. А ведь их поле зрения выходит далеко за пределы Европы.
Критерии демократичности должны читаться однозначно. В противном случае наблюдение за выборами превращается в судилище с заданным исходом. Чтобы такое не случалось, следует без промедления принять Европейскую конвенцию о стандартах выборов, избирательных прав и свобод. Тем более что Венецианская комиссия Совета Европы дала на нее положительный отзыв. Это, кстати, одно из направлений совместной работы Совета Европы и ОБСЕ.
Думаю, что главную роль в продвижении единого стандарта демократических процедур должна играть Парламентская Ассамблея. В ней собраны парламентарии стран-членов Совета Европы, прекрасно знающие особенности политической культуры своих государств. И именно Парламентская Ассамблея в состоянии совершенствовать национальные механизмы защиты прав человека. Нет стран и народов близнецов. В каждой стране демократические процедуры неизбежно несут свои оттенки и особенности. Современная Европа – это не только плюрализм, но также интегрированное разнообразие, потому что именно разнообразие всегда отличало Европейскую цивилизацию от других.
В реформированном Совете Европы, несомненно, возрастает значимость его Парламентской Ассамблеи. Полагаю, что именно Парламентская Ассамблея должна стать инициатором создания парламентского измерения общеевропейского сотрудничества. Под этим имеется в виду установление тесных рабочих отношений и взаимодействия между парламентскими структурами Совета Европы, Евросоюза, ОБСЕ, НАТО. Ведь парадоксально еще и здесь иметь разделительные линии.
Россия готова к общеевропейскому сотрудничеству, готова к приему на своей территории европейских институтов. Хорошим началом будет создание в Санкт-Петербурге общеевропейского Центра приграничного и регионального сотрудничества так же, как и московское заседание Форума за демократию, посвященное роли политических партий в демократическом обществе.
Парламентская Ассамблея Совета Европы в наибольшей степени отражает то общее, что объединяет европейские страны и регионы в единое целое, называемое Европой: тесную политическую, культурную и экономическую связь, историческое происхождение, общие риски и надежды. Через политически активных европейских депутатов Ассамблеи нам удастся вовлечь в сотрудничество общественность стран-членов Совета Европы, неправительственные организации, политические партии. Наше время – время демократизации дипломатии.
Выбор Россией демократического пути развития не имеет альтернативы. Но демократия должна рождаться естественным путем, идти не сверху, а снизу от простых людей.
Программа российского председательства в Комитете министров Совета Европы призвана мобилизовать наши усилия на укреплении доверия между гражданами и властью, развернуть Совет Европы лицом к нуждам и заботам 800 миллионов европейцев.