Видеоконференция по проблеме дистанционного обучения в школах

22 января 2021

Сергей Миронов провёл видеоконференцию по вопросу о необходимости запрета на использование дистанционных технологий при реализации очных программ обучения. В дискуссии приняли участие представители родительских сообществ, общественно-политических движений, преподавателей и экспертов.

Открывая встречу, председатель Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ сказал, что поднятая тема чрезвычайно болезненна, как для родителей, так и для школьников.

“Дистанционное образование – это не то, что нужно нашей школе. Мы с пониманием относимся к тому, что в условиях пандемии пришлось перейти на него. Но мы категорически против того, чтобы сделать его обязательным элементом нашего образования”, – отметил он.

Народный учитель России, профессор Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, член Общественного совета при Министерстве просвещения Сергей Рукшин обратил внимание на то, что обучение – это не услуга, а системообразующий институт нации, и относиться к нему следует серьёзно. А учитель – не только передатчик знаний, но ещё и человек, способствующий нравственному формированию гражданина. Однако в последнее время стало практически невозможно обеспечить учителю методическую помощь, ведь по одному предмету может быть до 10 различных учебников. Зарплата учителя оставляет желать лучшего, а социальный статус невысок. Тогда как престижность профессии – прямой стимул к развитию специалиста.

“Я хочу сказать, что государству нужна системная политика. Пока мы не скажем открыто, какое образование и зачем нам нужно, никакие реформы нас ни к чему не приведут”, – подчеркнул Сергей Рукшин.

Председатель общественного движения “Родители Москвы”, председатель Союза Советов Родителей Москвы Илона Менькова обратила внимание на то, что дистанционное обучение приносит психический и физический вред здоровью детей. В связи с этим от лица родительского сообщества она обратилась к представителям Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ с призывом инициировать запрет на внедрение цифровой образовательной среды, поскольку она не прошла никакой научно-экспертной проверки и не гарантирует получения образования в необходимом объёме.

“Мы просим создать экспертный совет с участием родительской общественности, педагогов, медиков, психологов для осуществления постоянного мониторинга внедряемых и используемых в образовании методик”, – добавила Илона Менькова.

Представитель общественного движения “Городской градостроительный совет” Максим Козловский отметил, что дистанционка – повод для того, чтобы правительство Москвы не выполняло нормативы обеспеченности населения социальной инфраструктурой и не строило школы. Уже сейчас наблюдается рост количества школьников в школах в связи в тем, что город растёт, а учебных заведений и детских садов больше не становится. Более того, сейчас это уже применяется по всей России.

Президент общественной организации “Лига защитников пациентов”, основатель ресурса СтопПаника Александр Саверский поддержал Максима Козловского и сказал, что социальные права людей всегда стоят денег для капиталистов и ущемление этих прав позволяет им получать больше.

“Огромный процесс для 15 млн детей был запущен без оценки влияния этого процесса на их здоровье”, – возмутился он.

Председатель Родительского совета Санкт-Петербурга Михаил Богданов добавил к вышесказанному, что мы сейчас подошли к такой ситуации, когда никто, кроме родителей не может препятствовать развитию деструктивной тенденции.

Представитель общественно-политического движения “Объединение Родителей” Наталья Титова от имени родителей школьников попросила помощи и защиты у СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, чтобы на запросы родителей в официальные органы власти города Москвы приходили не отписки, а внятные ответы о том, как влияет на здоровье детей дистанционка и какие обоснования есть у этой ситуации.

Глава муниципального округа Таганский, председатель Совета местного отделения партии СР в Центральном административном округе города Москвы Илья Свиридов подчеркнул, что в распоряжении мэра Москвы Сергея Собянина о переводе детей на дистанционное образование была оговорка: “в порядке утверждаемом руководством общеобразовательной организации”. То есть, на деле никаких решений о порядке ухода на дистанционное обучение принято не было. Правда, те родители, которые хотели бы, чтобы их дети ходили в школу и получали нормальное очное образование, добиться этого не могли, подчеркнул Илья Свиридов.

Лидер Общественно-политического движения “Объединение Родителей” Инна Гориславцева выразила уверенность в том, что дистанционное обучение обнажило массу проблем российского образования.

“Стало понятно, что без вмешательства в законотворческую деятельность, без разумного элемента народного общественного лоббизма тех законопроектов, которые нам сейчас крайне необходимы, родительской общественности просто не обойтись”, – отметила она.

Инна Гориславцева также сказала, что одна из проблем московских школ – переполненные классы, вследствие того, что в столице строятся большие микрорайоны. Зачастую в класс набирается до 40-45 человек, что не может не сказываться на обучении. Стало почти обычным, когда вначале года в школе набирается по восемь-девять первых классов. Но объемы строительства школ, чтобы разместить всех учащихся, при этом не растут. Как вариант, детям предлагают учиться в три смены. И это касается уже не только новых микрорайонов, но и районов, где идет реновация и вместо пятиэтажного дома вырастает 25-этажный.

“Считаю, что эта ситуация должна получить очень четкое разъяснение. Речь идет о поправках в закон о защите населения, которые должны ясно говорить о том, при каких обстоятельствах есть возможность предоставлять образовательные услуги очно, а при каких мы все вынуждены согласиться с дистанционным вариантом”, – сказала она.

Сергей Миронов согласился с тем, что у нас зачастую тот или иной эксперимент превращается в нововведение, а потом становится частью учебного процесса, как это было с ЕГЭ. Но с дистанционным обучением такого произойти не должно, подчеркнул он.