12 февраля 2003
12 февраля. Федеральный закон “Об особенностях управления имуществом железнодорожного транспорта”, принятый 7 февраля Госдумой в редакции, предложенной согласительной комиссией, одобрен на 103 заседании Совета Федерации в среду, 12 февраля. За это решение Верхней палаты Парламента проголосовали 115 членов СФ, против – 18 и 9 человек воздержались.
Как сообщил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян, в ходе доработки законопроекта из 30 поправок к нему «порядка 18 были оставлены», то есть приняты. Согласительная комиссия “согласилась практически со всеми поправками Совета Федерации”, отметил он.
По мнению О. Оганяна, рассматриваемый закон позволяет решить целый комплекс проблем – от проведения приватизации имущества реформируемого железнодорожного транспорта и управления им до рассмотрения порядка требований кредиторов к создаваемому в ходе этих реформ АО “Российские железные дороги” (РЖД). Не решает закон только один вопрос – о “механизме компенсаций расходов нескольких субъектов РФ на пригородные перевозки”, признал О. Оганян. Он сообщил, что по этому вопросу на рассмотрение палаты внесен проект постановления СФ, которое рекомендует правительству “предусмотреть источники финансирования компенсации расходов субъектов Федерации, связанных с реформированием железнодорожного транспорта”.
Это вызвало многочисленные вопросы и острую дискуссию среди участников заседания. Отвечая на вопросы коллег, председатель комитета сообщил, в частности, что правительство РФ уже поручило Минфину предусмотреть компенсацию потерь от пригородных перевозок в проекте федерального бюджета на 2004 год. А заместитель министра финансов Андрей Петров сообщил, что к концу февраля министерство закончит изучение этой проблемы и представит правительству соответствующий доклад”. Министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев заметил, что с созданием «единого хозяйствующего субъекта» в лице АО РДЖ доходы ряда регионов «уменьшатся на 15-17%», а на субсидии пассажирских перевозок дальнего следования и пригородных перевозок в настоящее время направляется 54 млрд. рублей, которые пока «переложены на грузооборот”.
Напомнив, что три закона РФ из пакета по реформированию железнодорожного транспорта уже приняты обеими палатами Парламента, Г. Фадеев обратился к членам Верхней палаты принять и четвертый из них. “Без него мы можем приостановить гигантские перевозки», объяснил необходимость такого решения Г.Фадеев.
Принятый за основу проект постановления СФ “О мерах по компенсации расходов субъектов Российской Федерации, связанных с реформированием железнодорожного транспорта” (“за” – 126 членов палаты, «против» – 1 и 4 воздержались) будет доработан в течение недели с учетом поступивших в ходе его обсуждения поправок. Затем он будет поставлен на голосование в Совете Федерации в окончательной редакции.