Состоялось совещание по энергетической стратегии

8 июня 2005

7 июня. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел совещание на тему: “Развитие системы магистральных нефтепроводов в связи с реализацией Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года”.


В работе совещания приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти. С основным докладом выступил президент ОАО “Транснефть” Семен Вайншток.


Центральной темой совещания стал вопрос реализации двух проектов строительства трубопроводов – Балтийского и системы “Восточная Сибирь – Тихий океан”. Подробно обо всех нюансах данных проектов рассказал президент ОАО “Транснефть” Семен Вайншток, обосновав их актуальность для российской экономики.


Председатель Совета Федерации со своей стороны подчеркнул социально-экономическое значение реализации проектов по строительству магистральных трубопроводов для отдаленных регионов России. “Мы постоянно говорим о необходимости принятия мер по сокращению социальной и финансовой дифференциации регионов, – сказал он, – строительство трубопровода в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке поможет решить проблемы занятости, социальной защиты и экономического развития в ряде регионов”.


Как подчеркнул Сергей Миронов, предусмотренные Энергетической стратегией Российской Федерации до 2020 года проекты по развитию газовой и нефтяной отрасли позволят выйти российским нефтяным компаниям на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона и североамериканский рынок. Это крайне важно и перспективно, так как сегодня 28% мирового потребления нефти сегодня приходится на Азию.


Трубопроводная система “Восточная Сибирь – Тихий океан”, о которой шла речь, будет построена на территориях Республики Бурятия, Иркутской, Читинской, и Амурской областей, Еврейской АО, Хабаровского и Приморского краев. Маршруты трубопроводов проходят исключительно по российской территории, на что особо обратил внимание С.Вайншток, и перевалка нефти осуществляется только через российские терминалы. Трубопровод протяженностью более 4 тысяч километров будет иметь пропускную систему 80 миллионов тонн нефти в год.


Развитие системы магистральных нефтепроводов в восточном направлении позволит российским нефтяным компаниям дифференцировать маршруты экспорта и даст возможность эффективно осваивать месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Весь проект, подытожил С.Вайншток, направлен на освоение новых нефтяных месторождений в стране и выхода России на новые мировые рынки.


Члены Совета Федерации задали президенту ОАО “Транснефть” ряд вопросов о сроках окончания реализации проектов, механизмах их финансирования и обоснованности утвержденного маршрута трубопроводной магистрали в восточном направлении. Представитель Хабаровской области Виктор Озеров высказал сомнения в том, что спроектированный трубопровод будет полностью наполнен и загружен сибирской нефтью.
Леонид Рокецкий и Олег Толкачев обратили внимание на необходимость решить налоговые вопросы – по земельному налогу, по налогам в местные бюджеты за прохождение по их территории трубопровода. Схема земельных платежей за “изъятие земель” должна быть отработана заранее, отметил О.Толкачев.


Далее заместитель Министра транспорта Российской Федерации Александр Мишарин рассказал о Программе экспортно-транспортных услуг, согласно которой к 2010 году должно произойти удвоение объема транспортных услуг, что в денежно выражении составит 13 млрд долларов в год. Представители профильных департаментов Правительства Российской Федерации предоставили информацию о ходе реализации программ в рамках Энергетической стратегии России.


Председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Михаил Одинцов, выступая на сровещании, сделал акцент на существующих проблемах законодательного обеспечения функционирования трубопроводных магистралей. Несмотря на то, что в России более 217 тысяч километров газовых и нефтяных трубопроводов по которым транспортируется более 50% объема продукции нефтепереработки, до сих пор не принят закон “О магистральном трубопроводном транспорте”. Он “пробуксовывает” уже около 10 лет, и даже принят в первом чтении Госдумой в ноябре 1999 года.
В ряду “технических” проблем на первое место выходит изношенность оборудования в результате длительной эксплуатации. Также надо отрегулировать вопросы землепользования при строительстве трубопроводов, провести классификацию уже действующих магистралей и составить их реестр.


М.Одинцов предложил создать трехстороннюю комиссию для доработки Федерального Закона “О магистральном трубопроводном транспорте”. Также он обратил внимание на необходимость активизации деятельности Правительства по реализации Энергетической стратегии и необходимость синхронизации реформ в сфере естественных монополий. Он предложил рассмотреть возможность ежегодного доклада Правительства об итогах реализации Энергетической стратегии за прошедший год.


По материалам ИА “REGIONS.RU”