1 декабря 2010
Состоялось 283-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
ОТКРЫЛОСЬ ДВЕСТИ ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
В повестке открывшегося заседания палаты российского парламента свыше 30 вопросов. На рассмотрение Совета Федерации представлены законы «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», а также законы о бюджетах Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. Парламентарии обсудят федеральные законы о ратификации международных документов, законы о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и период 2012-2013 годов, о потребительской корзине в целом по стране в 2011-2012 годах, «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на 2011 год» и поправки в действующее законодательство.
В рамках «Правительственного часа» Совету Федерации будет представлена информация о мерах по комплексному развитию угольной отрасли России и его законодательному обеспечению. С докладом выступит министр энергетики РФ Сергей Шматко.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОФОРМЛЯЮТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С ЮЖНОЙ ОСЕТИЕЙ И АБХАЗИЕЙ
1 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 283-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о поощрении и взаимной защите капиталовложений» и принял к рассмотрению Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций».
Двустороннее межправительственное Соглашение с Южной Осетией о поощрении и взаимной защите капиталовложений ратифицировал 1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании.
Стороны предоставляют капиталовложениям инвесторов режим не менее благоприятный, чем для собственных или других иностранных инвесторов.
Правительства двух стран обязуются не экспроприировать или национализировать эти капиталовложения и доходы от них, кроме случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
Соглашение предусматривает основания для возмещения ущерба инвесторам, устанавливает процедуры разрешения споров, а также гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей, связанных с капиталовложениями.
Действие документа распространяется также на капиталовложения, осуществленные инвесторами с 1 января 1992 года.
Документ базируется на типовом соглашении, одобренном Правительством РФ.
По мнению сенаторов, документ создаст благоприятных условия для инвесторов обеих стран.
* * *
В тот же день Сенаторы приняли к рассмотрению аналогичное соглашение с Абхазией.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ УТОЧНИЛ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ
1 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 283-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сооружении на территории КНР атомной электростанции и предоставления Россией КНР государственного кредита от 18 декабря 1992 г.».
Протокол к двустороннему межправительственному Соглашению о порядке погашения государственного кредита объемом до 2,5 млрд долларов США, предоставленного Россией Китаю в 1992 году для сооружения Тяньваньской АЭС, ратифицировал 1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании.
Задолженность китайской стороны подлежит погашению поставками в Россию китайских товаров, однако погашение задолженности не производится китайской стороной в силу не работающего в современных экономических условиях механизма товарных поставок. Для его модернизации был подписан Протокол, в котором стороны договорились о переходе на денежную форму погашения задолженности со скидкой 12%.
Указанный уровень скидки сопоставим с уровнем дисконта, складывающегося на тендерах по реализации “долговых” средств, поступающих в счет погашения долга Индии – страны, сопоставимой с Китаем по уровню социально-экономического развития и объему товарооборота с Россией и является результатом компромисса позиций сторон.
Договоренность обеспечит стабильное, не связанное дополнительными условиями и регулярное поступление в федеральный бюджет средств в СКВ уже с 2010 года.
Реализация положений Протокола не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, утверждают профильные комитеты Совета Федерации.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН О БЮДЖЕТЕ РОССИИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД И ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
Единогласно Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Бюджетные доходы на 2011 год определены в размере 8 844,6 млрд. рублей, на 2012 и 2013 годы – 9 503,5 млрд. рублей и 10 379,9 млрд. рублей соответственно. Расходы бюджета на 2011 год планируются в размере 10 658,6 млрд. рублей, в 2012 и 2013 годах – 11 237,9 млрд. рублей и 12 175,6 млрд. рублей соответственно.
Открывший обсуждение председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин ознакомил коллег с основными характеристиками этого правового акта. Он обратил их внимание на то, что представленный на рассмотрение главный финансовый документ страны является первым посткризисным бюджетом. Глава бюджетного комитета отметил планируемое приоритетное финансирование социальной сферы, а также создание в составе бюджета на 2011-2013 годы Федерального дорожного фонда. Е.Бушмин подчеркнул беспрецедентность для российского рынка планируемого законом объема заимствований в 2011-2013 годах, которые станут главными источниками финансирования бюджетного дефицита. Подавляющая часть этих заимствований, по его словам, будет осуществляться на внутреннем рынке.
Об особенностях предложенного на утверждение бюджета страны рассказал вице-премьер-министр финансов Алексей Кудрин. Он дал исчерпывающие разъяснения.
А.Кудрин ответил на вопросы членов СФ. В частности, он проинформировал парламентариев о стратегических направлениях бюджетного планирования и рисках на отечественном финансовом рынке. Глава финансового ведомства России подчеркнул настоятельную необходимость в кратчайшие сроки сократить величину бюджетного дефицита.
Проект закона о федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, было сообщено в ходе обсуждения, формировался в условиях начавшегося экономического роста, стабилизации макроэкономических и улучшения финансовых показателей в реальном секторе, восстановления ликвидности банковской системы, реализации мер по модернизации экономики. Как было отмечено на заседании, социальные расходы составляют практически треть от общего объема бюджетных расходов. Так, в 2011 году по разделу «Социальная политика» планируется выделить бюджетные ассигнования в объеме 2 951,8 млрд. рублей, которые будут направлены в том числе на индексацию всех социальных выплат, пособий и пенсий.
В 2011 году, согласно озвученным на заседании данным, превышение расходов федерального бюджета над доходами запланировано на уровне 3,6 процента ВВП (1 814,0 млрд. рублей). В 2012-2013 годах объем дефицита федерального бюджета, снижаясь в процентном отношении к ВВП, практически не изменяется в номинальном выражении: в 2012 году – 3,1 процента ВВП (1 734,4 млрд. рублей), в 2013 году – 2,9 процента ВВП (1 795,7 млрд. рублей).
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА О БЮДЖЕТЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К БЮДЖЕТНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Необходимость принятия такого акта, отмечалось в ходе заседания, обусловлена требованием Бюджетного кодекса РФ. Закон обеспечит сокращение расходных обязательств России в 2011 году на 115,2 млрд. рублей, в 2012 году – 104 млрд. рублей, в 2013 году – 81,9 млрд. рублей.
Согласно закону, действие норм отдельных законодательных актов приостанавливается с 1 января 2011 года по 1 января 2012 года. В их числе, в частности, некоторые положения закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как отмечалось на заседании, это позволит сэкономить бюджетные средства, выделяемые на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения.
Для обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджета страны с 2011 до 2014 года приостанавливается действие отдельных норм закона «О государственной гражданской службе РФ», которыми предусматривается ежегодная индексация оплаты труда федеральных государственных служащих с учетом уровня инфляции, а также некоторых положений закона «О физической культуре и спорте в РФ».
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации Министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко выступил с докладом о мерах по комплексному развитию угольной отрасли Российской Федерации и его законодательному обеспечению.
Меры по комплексному развитию угольной отрасли были обсуждены на заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа». Информацию сенаторам представил Министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко.
По словам министра, запасы угля в России, учитываемые Государственным балансом, сосредоточены в 22 угольных бассейнах и 129 отдельных месторождениях. При существующем уровне добычи запасов угля хватит более чем на 550 лет.
С.Шматко охарактеризовал развитие угольной отрасли России до и после экономического кризиса: в период до 2008 г. включительно отрасль постоянно и устойчиво наращивала объемы добычи угля, однако в 2009 г. положение в отрасли изменилось, уровень добычи угля стал самым низким за последние 4 года. Причинами столь значительного снижения объемов добычи угля, отметил С.Шматко, стали последствия экономического кризиса, вызвавшие существенное снижение спроса на угольную продукцию со стороны ее потребителей.
По его словам, в 2010 г. наметилась тенденция к улучшению ситуации в угольной отрасли. По итогам 10 месяцев общий объем добычи угля почти на 20 млн. тонн больше по сравнению аналогичным периода прошлого года. Всего, по прогнозам Министерства энергетики РФ, в 2010 году ожидается добыть 320-322 млн. тонн угля. «Улучшились экономические и финансовые показатели деятельности предприятий угольной отрасли, возобновился рост инвестиций в основной капитал угольных компаний», – сообщил С.Шматко.
Министр рассказал членам Совета Федерации о проблемах и перспективах развития внутреннего и внешнего угольного рынка. По его словам, основополагающей проблемой в угольной отрасли является развитие внутреннего угольного рынка, главным образом за счет расширения потребления энергетического угля на тепловых электростанциях и повышения эффективности его использования в коммунально-бытовом секторе. «На внешнем рынке к отрицательным факторам, оказывающим существенное влияние на конкурентоспособность российского угля, относится большое расстояние (3500-4000 километров) от региона добычи основного объема добычи экспортируемых углей – Кузбасса – до морских портов и сухопутных погранпереходов», – признал С.Шматко.
Особое внимание в докладе было уделено проблеме безопасности работников угольной отрасли. «К сожалению, до настоящего времени процессы добычи угля характеризуются наиболее высокими рисками как в России, так и за рубежом, – отметил министр энергетики. – Несмотря на устойчивое снижение общего травматизма, показатели смертельного травматизма продолжают оставаться нестабильными и высокими, прежде всего, в результате крупных аварий на угольных шахтах. Всего за 9 месяцев 2010 г. по отношению к соответствующему периоду прошлого года произошло повышение общего травматизма с 816 до 934 человек».
По словам С.Шматко, анализ условий и причин аварий и травматизма в угольной отрасли показывает, что особого рассмотрения требуют вопросы связанные с проветриванием и управлением пылегазовым режимом шахты и так называемым «человеческим фактором».
Министр энергетики РФ сообщил сенаторам, что в текущем году впервые законодательно приняты поправки, устанавливающие нормы по обязательному проведению дегазации на угольных шахтах. Дальнейшему повышению безопасности ведения горных работ, по словам С.Шматко, будут способствовать законодательное установление наличия на предприятиях угольной отрасли единой системы управления промышленной безопасностью и охраной труда и совершенствование образовательных технологий направленных на повышение профессиональной компетентности персонала по вопросам промышленной безопасности и охраны труда.
С.Шматко сообщил членам Совета Федерации, что с целью конкретизации Энергетической стратегии России на период до 2030 года в отношении угольной промышленности (в части развития минерально-сырьевой базы, добычи, переработки, транспортировки углей, рынка углей, технологического развития отрасли, укрепления научно-технической базы, обеспечения промышленной и экологической безопасности, механизмов реализации государственной политики и др.) Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и угольных компаний разрабатывает Долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 года.
Вопросы парламентариев касались конкретизации положений данной программы по ряду параметров.
Владимир Гусев попросил выделить наиболее перспективные направления развития угольной отрасли в России. По информации министра, главным направлением в данной сфере можно назвать меры, направленные на поддержание спроса на продукцию угольной отрасли на внутреннем и внешнем рынке. Для этого, по словам С.Шматко, необходим комплекс мер, связанный с внедрением нового оборудования, решением проблемы транспортной доступности. «Необходимо, чтобы угольная отрасль не воспринималась только в связи с количественными показателями, а приобрела качественно новый облик», – подчеркнул он.
Олег Толкачев поинтересовался развитием в России углехимии. С.Шматко сообщил, что данная тема обсуждалась на недавнем совещании в Правительстве РФ. «По нашим расчетам, есть возможность увеличить потребление продуктов нефте- и углехимии в 3-5 раз, – сказал министр энергетики, – проблема связана с привлечением инвестиций и созданием соответствующих условий для угледобывающих компаний».
Заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова, отметив системный подход Министерства энергетики РФ к законодательным аспектам развития угольной отрасли, попросила прокомментировать государственную программу поддержки угольной отрасли и подготовку изменений в Трудовой кодекс, связанных с обеспечением безопасности работников отрасли. Минэнерго поддерживает позицию Совета Федерации и совместно с сенаторами отстаивает необходимость изменений в Трудовой кодекс, заверил С.Шматко.
Вопрос Анатолия Васькова касался практики предоставления субсидий из федерального бюджета предприятиям угольной отрасли на возмещение части расходов по кредитам. Минэнерго предлагает сохранить эту практику. Соответствующие средства, сообщил С.Шматко, предусмотрены в бюджете на 2011 год.
Виктор Евтухов поднял проблему экологической защиты населения от вредных выбросов тепловых электростанций. «Планируются ли какие-либо меры по переоснащению предприятий отрасли?» – поинтересовался сенатор. С.Шматко сообщил, что здесь возможна как работа по замене устаревшего оборудования теплоэлектростанций, так и создание новых производств с более высокой степенью экологической защиты. По его словам, главная проблема здесь – дороговизна их создания. В ряде случаев, сообщил министр, имеет смысл перевода электростанций с угля на газ.
Ралиф Сафин поинтересовался работой военизированных горноспасательных частей угольной промышленности. По информации С.Шматко, проблема находится в поле зрения Минэнерго и МЧС России. «Мы постараемся сделать всё для качественного выполнения ВГСЧ своих обязанностей», – заверил министр.
Сергей Шатиров поблагодарил Министра энергетики РФ за представленный доклад и системную работу с профильным Комитетом СФ по промышленной политике. Сенатор заострил внимание на законодательном обеспечении безопасности работников предприятий угольной отрасли. По информации министра, в настоящее время выполняется разработка 49 мероприятий, в том числе разработка 3 законопроектов и 23 нормативных правовых актов в сфере промышленной безопасности и охраны труда.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании одобрил бюджет Пенсионного фонда РФ на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов.
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
Закон представила председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко.
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены в рамках “скользящей трехлетки” на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года с учетом возлагаемых на Фонд функций и задач.
Доходы, запланированные в бюджете Фонда на 2011 год, составят 5 137,4 млрд рублей (10,2% к объему ВВП). Расходная часть утверждена в объеме 4 822,4 млрд рублей. Запланирован общий профицит бюджета, обратила внимание В.Петренко.
Доходы бюджета Фонда на обязательное пенсионное страхование, начиная с 1 января 2011 года, формируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из суммарного размера тарифа 26% (с ростом на 6 процентных пунктов к 2010 году). Отдельные категории плательщиков уплачивают страховые взносы по пониженным тарифам, напомнила В.Петренко. Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов законодательно предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В целом передаваемые в бюджет Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета запланированы на 2011 год в объеме 2 341,7 млрд. рублей, что составляет 49,6% от общей суммы доходов по распределительной составляющей и 45,6% от общей суммы прогнозируемых доходов.
На исполнение возложенных на Фонд функций и задач Федеральным законом утверждаются бюджетные ассигнования на 2011 год в объеме 4 822,4 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года 9,4%), в их числе публичные нормативные обязательства в сумме 4 618,8 млрд. рублей или 95,8% от общего объема расходов. В 2012 году расходы запланированы в сумме 5 301,2 млрд. рублей, в 2013 году – в сумме 5 843,2 млрд. рублей.
При планировании расходов бюджета Фонда учитывался предполагаемый рост числа пенсионеров в 2011 году на 3,2%, в том числе пенсионеров труда на 1,6 процента.
Параметры, предусмотренные Федеральным законом, позволяют увеличить среднегодовой размер трудовой пенсии в 2011 году до 8 452 рублей, в 2012 году до 9 211 рублей, в 2013 году до 10 100 рублей.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов ориентированы на своевременное и в полном объеме обеспечение установленных выплат, дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий, что и определено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации обратил внимание на тот факт, что сбалансированность бюджета Фонда по-прежнему достигается за счет средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда. Именно на этом вопросе акцентировали внимание члены Совета Федерации, принявшие участие в дискуссии. Сенаторы Людмила Нарусова, Виктор Евтухов, Вячеслав Штыров уверены, что на ближайшую перспективу просматривается негативная тенденция по наполнению данного фонда, и она должна стать предметом пристального изучения.
Также члены Совета Федерации отмечали, что повышение страхового взноса не привело к ощутимому разрешению задачи финансовой обеспеченности пенсионной системы и необходима дальнейшая разработка программы долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающей социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой, финансовой устойчивости и эффективного управления пенсионными накоплениями, отмечают члены Совета Федерации.
В.Петренко сообщила, что в плане работы Комитета СФ есть пункт о рассмотрении вопроса о положении дел в Пенсионном фонде в первом полугодии 2011 года.
Закон одобрен большинством голосов.
ОДОБРЕН БЮДЖЕТ СОЦСТРАХА
1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Закон представила председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко.
ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов” разработан с учетом Бюджетного послания Президента РФ и параметров прогноза социально – экономического развития Российской Федерации до 2013 года.
В целом бюджет Фонда в среднесрочной перспективе профицитен, сформирован с учетом мер по совершенствованию обязательного социального страхования, направленных на обеспечение его сбалансированности, отметила Валентина Петренко.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована исходя из сохранения тарифа в размере – 2,9%, и льгот для отдельных категорий плательщиков на переходный период.
Доходы бюджета Фонда прогнозируются в следующих объемах:
в 2011 году — 458,8 млрд. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 311,1 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 65,2 млрд. рублей.
Средства, передаваемые из федерального бюджета на исполнение государственных функций – 64,5 млрд. рублей; средства, передаваемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 18,0 млрд. рублей. В 2012 году общий объём доходов составит 500,98 млрд. рублей.
В 2011 – 2013 годах из средств федерального бюджета, помимо исполнения государственных функций, предусмотрены средства на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, соответственно: 5,4 млрд. рублей; 6,3 млрд. рублей, 5,6 млрд. рублей.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства Фонда по данному виду страхования.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона устанавливаются сроки пребывания в санаторно-курортных учреждениях для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ “О государственной социальной помощи” – 18 дней; 21 день – для детей-инвалидов; от 24 до 42 дней – для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга.
Расходы Фонда в 2011 году планируются в сумме 456,9 млрд. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 311,1 млрд. рублей (68,1% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 63,3 млрд. рублей (13,9% от общих расходов).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 184.1) в Федеральном законе определен объём бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: в 2011 году – 398,6 млрд. рублей; в 2012 году – 433,98 млрд. рублей; в 2013 году -476,1 млрд. рублей.
При определении расходов учитывались новые положения и нормы Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, предусматривающие следующие новации:
при исчислении размера пособия учитывается заработок застрахованного лица за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая;
увеличение периода оплаты пособия по временной нетрудоспособности за счёт работодателя с 2 дней до 3.
Расходы на выплату пособий по беременности и родам в 2011 году запланированы в сумме 63,2 млрд. рублей. При этом учтена оплата 144,3 млн. дней, исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.
Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” для застрахованных граждан в 2011 году предусматриваются бюджетные ассигнования:
- на оплату единовременного пособия при рождении ребёнка в сумме 15,3 млрд. рублей для оплаты 1 188,0 тысяч пособий с учётом роста рождаемости. Размер данного пособия с увеличением на индекс потребительских цен составит 11 703 рубля;
- на оплату ежемесячных пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 81,1млрд. рублей на оплату 14 620 тысяч пособий. При этом минимальные размеры составят: по уходу за первым ребёнком – 2 195 рублей, по уходу за вторым и последующими детьми – 4 389 рублей.
- на оплату 699,8 тысяч единовременных пособий женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрено 338,7 млн. рублей (размер пособия составит 440 рублей).
Федеральным законом предусмотрены средства на выплату 123 тысяч социальных пособий застрахованным гражданам в соответствии с Федеральным законом “О погребении и похоронном деле” в сумме 576,4 млн. рублей, исходя из размера пособия в 4 000 рублей с индексаций с 1 января соответствующего года на прогнозируемый уровень инфляции.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральным законом устанавливаются следующие нормы в 2011 году:
- индексируется на уровень инфляции максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, который составит 52 740 рублей;
- индексируется на уровень инфляции сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата и составит 68 586 рублей;
- утверждены расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в объеме 11,7 млрд. рублей.
ОДОБРЕН БЮДЖЕТ ФОМС
1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению рассмотрел в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов”, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 ноября 2010 года и переданный на рассмотрение в Совет Федерации.
Федеральный закон разработан в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента РФ и законодательства в области обязательного медицинского страхования, с учетом возлагаемых на Фонд функций и задач.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована с учетом законодательно установленных тарифов страхового взноса, зачисляемого в Фонд, с 1 января 2011 года в размере 3,1% и пониженных ставок страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Доходы бюджета Фонда на 2011 год и на плановый период 2012 – 2013 годов утверждаются в сумме 336,0 млрд. рублей, 369,2 млрд. рублей и 403,5 млрд. рублей соответственно по годам. Их значительный рост на 217,4% в 2011 году к утвержденным параметрам Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 294-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов” обусловлен двухпроцентным увеличением тарифа страхового взноса.
Бюджет Фонда на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сбалансирован. Расходы бюджета запланированы соответственно по годам в сумме 336,0 млрд. рублей, 369,2 млрд. рублей и 403,5 млрд. рублей.
Основным расходным обязательством бюджета Фонда являются ежемесячные дотации в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. В 2011 году они составят 89,9 млрд. рублей (26,8% в общей сумме расходов), что лишь на 4,9%, чем в 2010 году.
Комитет СФ отмечает, что в числе материалов, представленных вместе с законом, нет такого важного документа, как Методика распределения дотаций из Фонда на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС по субъектам Российской Федерации на 2011 год.
На оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, послеродовом периоде, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни в бюджете предусматриваются трансферты Фонду социального страхования Российской Федерации в 2011 году в сумме 18,0 млрд. рублей.
За счет целевых средств федерального бюджета, связанных с реализацией национального проекта “Здоровье”, предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2011 и 2012 годах в сумме 4,0 млрд. рублей ежегодно и на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 0,9 млрд. рублей (с увеличением на 0,1 млрд. рублей к оценочным показателям исполнения бюджета 2010 года). Валентина Петренко, представляя закон, отметила, что данное расходное обязательство в отношении детей-сирот впервые будет полностью профинансировано.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Закон на рассмотрение палаты представила председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко.
На 283-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи».
Одобренный документ приводит в соответствие ряд норм данного закона с действующим законодательством, а также устраняет пробелы в правовом регулировании в части предоставления санаторно-курортного лечения.
Федеральный закон регулирует вопросы предоставления набора социальных услуг гражданам, имеющим право на получение данного вида государственной социальной помощи. В частности, уточняется структура состава набора социальных услуг. Так, обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов – и предоставление путевки на санаторно-курортное лечение выделяются в две отдельные услуги. Кроме этого конкретизируются основания предоставления санаторно-курортного лечения, и устанавливается его длительность.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЫ «О ВЕТЕРАНАХ» И «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ»
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и статьи 11 и 111 Федерального закона «О социальной защите». На рассмотрение палаты закон представила председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко.
На 283-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и статьи 11 и 111 Федерального закона «О социальной защите».
По словам Валентины Петренко, данный Федеральный закон вносит ряд изменений, которые направлены на уточнение положений о выплате отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидам компенсации расходов на оплаченное ими за собственный счет техническое средство реабилитации или услугу в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Данные изменения, отметила сенатор, вносятся с целью повышения эффективности расходования средств федерального бюджета и обеспечения равенства инвалидов и ветеранов на получение мер социальной поддержки.
В расходах федерального бюджета на указанные цели доля компенсационных выплат ежегодно возрастает, заметила глава Комитета Совета Федерации. Так, в 2008 году она составила 5,1%, в 2009 – 11,5%, а с начала 2010 – 16%.
ПРИНЯТЫ ОБЪЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ НА 2011 – 2012 ГОДЫ
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 – 2012 годах». На рассмотрение палаты закон представила председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко.
На 283-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 – 2012 годах».
В соответствии с российским законодательством пересчет потребительской корзины должен происходить не реже 1 раза за 5 лет. Действующая корзина вступила в силу с 1 января 2005 года, что предполагает ее пересмотр не позднее 2010 года.
Одобренный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России на 2011-2012 годы в составе и объемах, которые были предусмотрены Федеральным законом от 31 марта 2006 года «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
ПРОДЛЕНЫ ПОРЯДОК УПЛАТЫ И РАЗМЕРЫ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Федеральный закон “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов” предусматривает продление на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов действующего порядка уплаты, а также размеры установленных законодательно тарифов.
Размеры действующих сегодня 32 тарифов (от 0,2 до 8,5 %) дифференцированы по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Сохраняются также действующие льготы по уплате страховых взносов в размере 60% от установленных тарифов для организаций любых организационно-правовых форм, использующих труд инвалидов.
Сохраняется в прежнем размере (0,51%) на период 2011-2013 годов средний страховой тариф по видам экономической деятельности к начисленной оплате труда.
Поступление страховых взносов по данному виду социального страхования при коэффициенте полноты сбора страховых взносов в размере 0,97 планируется в следующих объёмах:
в 2011 году – 64,8 млрд. рублей;
в 2012 году — 71,3 млрд. рублей;
в 2013 году — 78,7 млрд. рублей.
Указанные доходы предусмотрены в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов и достаточны для обеспечения всех обязательств перед застрахованными гражданами, предусмотренных законодательством.
СОЦСТРАХ: УТОЧНЕН ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании одобрил Федеральный закон Федеральный закон “О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Федеральный закон уточняет понятийный аппарат и вводит понятие “заработок застрахованного” в новой редакции. Вводимыми двумя новыми в текст закона статьями достигается цель унификации объекта и базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, который является администратором страховых взносов по двум видам социального страхования.
Кроме того, Федеральным законом учтено замечание Счётной палаты Российской Федерации, высказанное в заключении на проект федерального закона “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов”.
ПРИВИВКИ, ОДОБРЕННЫЕ СЕНАТОРАМИ, СПАСУТ ТЫСЯЧИ ДЕТЕЙ
1 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 283-м пленарном заседании Федеральный закон «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Предотвратить заболевания тяжелыми формами пневмонии и менингитами более чем у 11 000 и сохранить жизни около тысячи детей ежегодно позволит Федеральный закон о включении в национальный календарь профилактических прививок вакцинации против гемофильной инфекции. Российские сенаторы одобрили его 1 декабря 2010 года на 283-м пленарном заседании.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) гемофильная инфекция является причиной около 3 миллионов случаев тяжелых заболеваний и около 360 000 случаев смерти в год. По этой причине борьба с ней отнесена к числу приоритетных задач.
Гемофильная инфекция относится к числу «управляемых инфекций», заболеваемость и смертность от которой в более чем 90% случаев может быть предотвращена с помощью вакцинации. В этой связи ВОЗ рекомендует странам включать иммунизацию против гемофильной инфекции в свои национальные календари. Необходимо отметить, что после введения вакцинации в большинстве развитых стран достигнуто 90% – 99% снижение заболеваемости и смертности от этого типа инфекции.
Заболеваемость гемофильной инфекцией является актуальной проблемой и для России. По данным Минздравсоцразвития заболеваемость детей пневмонией в возрасте до 5 лет, обусловленной возбудителями этого типа, составляет около 150 на 100 000, а менингитом до 15 случаев на 100 000 в год.
В этой связи необходимо отметить, что Ростовским научно-исследовательским институтом микробиологии и паразитологии Роспотребнадзора разработана отечественная вакцина против гемофильной инфекции, что существенно сэкономит средства бюджетов всех уровней.
СОЦСТРАХ: КОРРЕКТИРОВКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ
1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Федеральный закон вносит изменения, в соответствии с которым увеличивается заработок, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата (по аналогии с индексацией самой ежемесячной страховой выплаты).
Ранее были восстановлены коэффициенты увеличения заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты для пострадавших, получивших повреждения здоровья до 31 января 1993 года. Настоящим Федеральным законом предлагается дальнейшее регулирование увеличения заработка, полученного гражданами, застрахованными по данному виду страхования.
Предусматривается вступление закона в силу с 1 января 2011 года.
Дополнительные расходы для проведения перерасчёта страховых выплат в 2011 году составят 1,37 млрд. рублей, при этом средний размер увеличения ежемесячной страховой выплаты составит 1839,14 рублей. Перерасчёты будут произведены Фондом социального страхования Российской Федерации на основе данных персонифицированного учета.
СОЦСТРАХ: УТОЧНЕН ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ПОСОБИЙ
1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании одобрил Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Федеральным законом предлагается определять средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (в настоящее время -12 месяцев) с предоставлением соответствующих справок от предыдущих страхователей.
Как сообщила докладчик – председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению В.Петренко, – в Совете Федерации положительно оценивается новая норма, которая дает возможность в случае нахождения застрахованного в декретном отпуске или по уходу за ребёнком, во время, предшествующее новому страховому случаю, обратиться с заявлением об учёте среднего заработка, принятого при исчислении предыдущего страхового случая. Такое уточнение актуально для человека, если это приведет к увеличению размера его пособия.
Введением новой статьи предусматривается ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах для назначения и выплаты пособий. Такая мера направлена на снижение числа злоупотреблений при назначении пособий по обязательному социальному страхованию и оптимизацию расходов Фонда.
Рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года и его положения применяются к страховым случаям, наступившим после указанной даты.
В.Петренко отметила, что Комитетом СФ поддерживаются меры, приводящие к стабилизации бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором 87,2% средств обеспечивают исполнение 21 публичного нормативного обязательства перед гражданами.
Расчеты бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов произведены с учетом рассматриваемых изменений.
ВВОДИТСЯ ИНСТИТУТ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На 283-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Одобренным Федеральным законом вводится институт представителя плательщика страховых взносов. Также законом уточняются порядок оплаты взносов, представления расчета по страховым взносам, взыскания штрафов с банков за нарушение законодательства России в этой сфере и некоторые другие вопросы.
Закон расширяет круг плательщиков, уплачивающих страховые взносы по пониженным тарифам в государственные внебюджетные фонды.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Федеральный закон направлен на установление правовой регламентации порядка проведения митингов, собраний и иных публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе с использованием транспортных средств.
Представивший закон председатель Комиссии СФ по вопросам развития институтов гражданского общества Борис Шпигель напомнил сенаторам, что закон обсуждается после отклонения Президентом РФ в редакции специальной комиссии. Прежний вариант содержал положения, затрудняющие свободную реализацию конституционного права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Из текста Федерального закона, отклоненного Президентом РФ, исключены нормы, расширяющие перечень лиц и организаций, которые не могут быть организаторами публичного мероприятия.
Также, в соответствии с законом, порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общественного пользования, будет определяться не органом исполнительной власти региона, а законом субъекта РФ.
«Данные изменения полностью соотносятся с позицией Комиссии СФ, мы предлагали эту поправку еще в процессе обсуждения первого варианта закона. Президент России поступил еще более принципиально, отклонив его», – отметил Б.Шпигель.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ УРАВНЯЛ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
1 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 283-м пленарном заседании Федеральный закон «О внесении изменений в статью 91 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и статью 6 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».
Принцип единообразия при реализации различными категориями граждан права на получение мер социальной поддержки вводят изменения в два Федеральных закона, одобренные 1 декабря 2010 года Советом Федерации на 283-м пленарном заседании.
Федеральный закон определяет форму заявления на замену льгот, полагающихся Героям Советского Союза, и Российской Федерации, полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы, Героям Социалистического Труда, на ежемесячную выплату, аналогичную существующей для других граждан. Документ позволяет пролонгировать действие поданного заявления на последующие годы при отсутствии иного волеизъявления.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ПРИЗВАННЫЕ РАСШИРИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Этот правовой акт позволяет расширить возможности для предоставления гражданам готовых жилых помещений при сохранении существующего механизма выдачи государственных жилищных сертификатов.
В настоящее время, указывалось на заседании, выдача государственных жилищных сертификатов является основным способом обеспечения жильем ряда категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение жилых помещений за счет бюджетных средств. Однако практика, было подчеркнуто парламентариями, показала, что такой способ обеспечения жильем не достаточно эффективен.
Как отмечалось в ходе обсуждения, согласно базе данных о гражданах, уволенных с военной службы, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в настоящее время числятся 29 713 семей. По сведениям Министерства регионального развития РФ, лишь 25 процентов (7,4 тысяч семей) очередников официально изъявили желание улучшить жилищные условия путем получения государственных жилищных сертификатов. Оставшиеся 75 процентов (22,3 тысяч семей), опираясь на постановление Конституционного суда РФ от 5 апреля 2007 года, отказываются от получения государственных жилищных сертификатов и рассчитывают на получение готового жилого помещения.
Одобренный Советом Федерации закон позволяет расширить возможности для предоставления гражданам готовых жилых помещений.
УСИЛИВАЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» направлен на усиление уголовной ответственности за совершение преступлений террористического характера. В этих целях вносятся изменения в ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Новеллы УК РФ изменяют порядок применения условно-досрочного освобождения в отношении осужденных за преступления по соответствующим статьям. Так, данный вид освобождения от отбывания наказания для указанной категории осужденных возможен только после фактического отбытия ими не менее трех четвертей срока наказания.
Федеральным законом вносится изменение в УК РФ, устанавливающее наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. Действующая санкция предусматривает наказание до двенадцати лет. Вносятся изменения в санкции «Содействие террористической деятельности» – устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.
В свою очередь, новеллы примечания статьи «Содействие террористической деятельности» УК РФ дают определение пособничества. Таковым признается – «умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы».
Рассматриваемым Федеральным законом вносятся также изменения в санкции частей 1 и 2 статьи 205 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» УК РФ. Так, санкцией части 1 устанавливается наказание в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет. Действующая редакция этой санкции предусматривает наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишение свободы на срок до четырех лет.
В свою очередь, санкцией части 2 названной статьи устанавливается наказание в виде штрафа в размере от трехсот тысяч рублей до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Действующая редакция этой санкции предусматривает штраф в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Принятый Федеральный закон усилит меры по противодействию терроризму, отметил докладчик – председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМО БУДЕТ УСТАНАВЛИВАТЬ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ
1 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 283-м пленарном заседании Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Правительство теперь само будет устанавливать экспортные пошлины «на отдельные виды товаров» в соответствии с изменениями в закон «О таможенном тарифе», одобренными 1 декабря 2010 года Советом Федерации на 283-м пленарном заседании.
В действующем законодательстве не определены порядок и формулы расчёта ставок вывозных таможенных пошлин, а также орган, уполномоченный их утверждать. Одобренный документ устраняет этот пробел и позволяет Правительству Российской Федерации принимать меры таможенно-тарифного регулирования, гибко реагируя на изменения биржевых цен, в том числе на основные товары российского экспорта – цветные металлы, сырьё для черной металлургии, цемент.
До сих пор правительство имело право самостоятельно устанавливать экспортные пошлины только на сырую нефть и некоторые виды нефтепродуктов.
УСТАНОВЛЕНЫ ПРАВИЛА ПЕРЕРАСЧЕТА ПЕНСИЙ ДЛЯ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Федеральным законом устанавливаются правила перерасчета размеров пенсий для военных пенсионеров. При достижении ими возраста 80 лет или изменения группы инвалидности перерасчет в сторону увеличения будет производиться со дня наступления указанных обстоятельств. В настоящее время данный перерасчет осуществляется с 1 числа следующего месяца.
Изменения позволят получить военным пенсионерам положенное им повышение раньше на срок от 1 до 30 дней в зависимости от даты рождения или даты вынесения решения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН «О ВЕТЕРИНАРИИ»
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О Федеральном законе «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии».
Изменения разработаны в целях совершенствования разграничения полномочий между различными органами федеральной власти в сфере ветеринарии, устранения отдельных недостатков законодательства, выявленных в правоприменительной практике, а также снижения административных барьеров для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в данной сфере.
Принятый федеральный закон содержит ряд важных новаций, способствующих предотвращению возникновения и распространения заразных болезней животных, а также обеспечивающих меры по устранению вредных последствий в случае их возникновения и распространения.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 3 и 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Федеральным законом формируются общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом уточняются требования, предъявляемые к представителям Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей.
Предусматривается, что представителями Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, состоящие на государственной службе Российской Федерации.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».
Представивший закон председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков отметил, что целью принятия Федерального закона является повышение эффективности рассмотрения и разрешения гражданских дел судами общей юрисдикции.
В частности, закон предусматривает создание апелляционной инстанции для рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции и устанавливаются порядок и особенности рассмотрения гражданских дел в апелляционном порядке.
Согласно действующим нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не вступившие в законную силу решения мировых судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке, а иные, не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, могут быть обжалованы в кассационном порядке.
Федеральным законом устанавливается единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений, согласно которому, решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, обжалуются в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
При этом Федеральным законом предусматривается недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на стадии его рассмотрения в апелляционной инстанции.
Федеральным законом предлагается разграничить обстоятельства, которые являются основанием для пересмотра судами судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, на вновь открывшиеся (которые существовали на момент принятия судебного постановления) и новые (возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела).
Кроме того, вводится новый порядок рассмотрения судебных постановлений, вступивших в законную силу, вносятся изменения в положения, регламентирующие производство в суде надзорной инстанции.
УТОЧНЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К МИРОВОМУ СУДЬЕ
1 декабря 2010 года на 283-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Проект закона внесен Государственным Советом Республики Татарстан.
Федеральный закон вносит изменения, позволяющие унифицировать требования, предъявляемые к мировому судье и кандидатам на должность мирового судьи.
Одновременно Федеральный закон вносит изменения в статью 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», предусматривающие что, судья не только федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном Законом, за исключением необходимости получения положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Данное изменение позволит распространить действие указанной нормы на мировых судей.
ОПРЕДЕЛЕН ПОРЯДОК ВВОЗА И ВЫВОЗА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ
1 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 283-м пленарном заседании Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 10 и 20 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статьи 6 и 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Включить в действующее российское законодательство условия ввоза и вывоза драгоценных металлов, камней и сырьевых товаров, содержащих драгметаллы, предусмотренные Положением Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, позволят изменения в два Федеральных закона РФ. Их одобрил 1 декабря 2010 года Совет Федерации на 283-м пленарном заседании.
Необходимость принятия данного Федерального закона определяется тем, что, в соответствии с решением Высшего органа Таможенного союза «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», государства-участники должны были до 1 июля 2010 года внести соответствующие изменения в свои национальные нормативные правовые и законодательные акты.
По материалам пресс-службы Совета Федерации