Состоялось 253-е заседание Совета Федерации

21 сентября 2009

В Совете Федерации состоялось 253-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Российские капиталовложения в Индонезии и Венесуэле и вложения инвесторов этих стран в России теперь законодательно защищены. Совет Федерации одобрил на 253-м заседании двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и защите капиталовложений с этими странами.


Соглашения устанавливают механизмы защиты инвестиций от принудительного изъятия, равносильного по последствиям экспроприации или национализации, а также условия компенсации стоимости национализируемых капиталовложений. Предусмотрены меры судебной защиты прав инвесторов, процедуры разрешения инвестиционных споров.


Определено, что допуск инвестиций на территорию государств, упомянутых в Соглашениях, осуществляется в соответствии с их законодательствами.


Соглашения отражают необходимость учета обязательств, принятых одной из Сторон в рамках участия во Всемирной торговой организации (ВТО), а также по Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС).


Документы остаются в силе десять лет. После окончания этого срока они автоматически продлевается на очередные пятилетние сроки, если одна Договаривающаяся Сторона письменно не уведомит другую Договаривающуюся Сторону за двенадцать месяцев до истечения соответствующего срока о намерении выйти из Соглашения.


Также на 253-м пленарном заседании Совет Федерации устранил несоответствие в текстах Федерального закона “Об исполнительном производстве” и Гражданского кодекса.


Статья 74 данного закона регулирует особенности взыскания, наложенного на имущество некоторых организаций    и    их   членов,    в числе    которых называется и товарищество с дополнительной ответственностью. Вместе с тем, статья 66 Гражданского кодекса предусматривает создание юридического лица не в этой форме, а в форме общества с дополнительной ответственностью.


В этой связи изменен текст закона: термин «товарищество с дополнительной ответственностью» заменяется на “общество с дополнительной ответственностью”.


Совет Федерации одобрил Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”. Этот правовой акт уточняет перечисляемые в действующем законе наименования федеральных органов исполнительной власти. Так, например, слова “Министерством юстиции РФ” заменяются словами “федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний”, а слова “Министерством внутренних дел РФ” – словами “федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел”. Таким образом, рассмотренный Федеральный закон носит технико-юридический характер.


В пакете с означенным правовым актом Совет Федерации одобрил Федеральный закон “О внесении изменений в Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, который принят для установления единого стиля изложения в законодательстве России наименований федеральных органов исполнительной власти.


На двести пятьдесят третьем пленарном заседании Совет Федерации  одобрил Федеральный закон “О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”.


Проект этого закона был внесен в Государственную Думу Законодательным Собранием Омской области.


Федеральный закон предусматривает расширение перечня доходов, не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц новым положением. В соответствии с этим положением освобождаются от уплаты указанного налога суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица.


Вносимое Федеральным законом изменение  является социально-ориентированным и отвечает стратегии совершенствования пенсионного законодательства, в частности, стимулирует граждан заботиться о своей будущей пенсии и стремиться ее приумножить.


На двести пятьдесят третьем пленарном заседании Совет Федерации  одобрил Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”.


Одобренный Федеральный закон направлен на правовое обеспечение привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет путем внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, установления   особенностей применения отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.


В частности, с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будут направляться не на формирование указанных фондов, а на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.


А также статьей 1 данного Федерального закона предлагается увеличить, без ограничения срока действия, с 95 до 100 процентов норматив зачисления в федеральный бюджет доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением горючего природного газа), что позволит, по расчетам Минфина России, увеличить доходы федерального бюджета: в 2010 году на 46,5 млрд. рублей, в 2011 году на 50,9 млрд. рублей, а в 2012 году на 55,0 млрд. рублей.


Как отметил Евгений Бушмин, в связи с принятием этого документа централизация доходов от налога на добычу углеводородного сырья, в частности, нефти, приведет к выпадающим доходам бюджетов ряда субъектов Российской Федерации, таких как Тюменская, Оренбургская, Томская области, Республика Татарстан и другие.


В свою очередь Евгений Бушмин отметил, что в федеральном бюджете на 2010 год и плановый период до 2012 года будет предусмотрена компенсация выпадающих доходов субъектов Российской Федерации в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов.


На 253-м заседании Совет Федерации поддержал решение о проведении парламентского  расследования обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, и утвердил состав представителей от Совета Федерации в парламентской комиссии.


Сопредседателем     указанной     парламентской комиссии     от     Совета     Федерации     был утвержден заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Виктор Глухих. В состав парламентской комиссии вошли Валентин Межевич, Виктор Орлов, Валентина  Петренко,  Николай  Рыжков, Евгений Серебренников, Олег  Толкачев,  Сергей Шатиров.


Председатель Комитета СФ по промышленной политике Сергей Шатиров подчеркнул, что цель парламентской комиссии изучить ситуацию не  только на этой ГЭС, но и на других объектах электроэнергетики.


На 253-м пленарном заседании с информацией о работе арбитражных судов в 2008 году и задачах на 2009-2010 годы выступил Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Иванов. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Иванов рассказал о количественных и качественных показателях работы в системе арбитражного судопроизводства, а также внес предложения по совершенствованию работы арбитражных судей.


Состояние дел с арбитражными спорами является барометром экономической ситуации в стране, отметил Антон Иванов, характеризуя количественные показатели загруженности арбитражных судов. На 25% увеличилось количество обращений в арбитражные суды по экономическим спорам, и 90% обращений составляют претензии по неисполнению сторонами их договорных обязательств.


Антон Иванов констатировал рост обращений граждан в арбитражные суды. Во втором полугодии 2008 года количество обращений увеличилось почти вдвое. Нагрузка на судей превысила все нормативы, достигнув 45 дел на одного судью ежемесячно. При этом арбитражные суды, подчеркнул А.Иванов, оказались перегруженными “копеечными делами”. Такое положение дел оказывает отрицательное влияние на качество рассмотрения дел в арбитражных судах.


По мнению главы Высшего Арбитражного Суда РФ, необходимо реформирование арбитражной судебной практики с целью снижения общей нагрузки и повышения качества рассмотрения дел в арбитражных судах. В целях оптимизации работы необходимо активнее использовать механизмы внесудебного разрешения споров с использование примирительных и посреднических процедур. Необходимо также проанализировать существующий порядок рассмотрения налоговых споров, считает Антон Иванов.


В заключение выступления Антон Иванов обратил внимание на материально-финансовое обеспечение арбитражных судов, заметив, что “бедные суды не бывают эффективными”.


Информация Председателя Арбитражного Суда РФ Антона Иванова была принята к сведению.


На двести пятьдесят третьем заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон “О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”.


В настоящее время с учетом влияния кризисных явлений в экономике продолжается ухудшение качества кредитных портфелей, и, как следствие, возникает необходимость создания банками дополнительных резервов на возможные потери, что повлияет на результаты оценки показателей капитала, активов, доходности и ликвидности и, соответственно, на значения обязательных нормативов банков.


По мнению экспертов, ряд банков, в том числе, системообразующих, могут стать несоответствующими требованиям к участию в системе страхования вкладов. В связи с этим Банк России будет обязан внести указанным банкам запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, а это в свою очередь может негативно сказаться на стабильности банковской системы и доступности банковских услуг для населения.


Одобренный Федеральный закон в целях поддержания стабильности банковской системы приостанавливает до 31 декабря 2010 года обязанность Банка России вводить подобные запреты.


Совет Федерации одобрил на 253-м пленарном заседании Федеральный закон “О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”.


Судьи в отставке лишаются права быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц. Это предусматривает изменение, внесенное 21 сентября 2009 года на 253-м пленарном заседании Советом Федерации в Федеральный закон “О статусе судей в Российской Федерации”.


Согласно действующему закону судья, пребывающий в отставке, не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. Однако ему предоставлялось право быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц.


Теперь на него распространяется запрет, который раньше касался только действующих судей.


Оптимизировать исполнительное производство и результативно воздействовать на должников позволят изменения в Федеральный закон “Об исполнительном делопроизводстве”, одобренные Советом Федерации на 253-м пленарном заседании.


Федеральный закон устанавливает исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости имущества.


В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации – пяти тысяч рублей.


Федеральный закон предусматривает такой же минимальный размер сбора при исполнении документа имущественного характера.


Принятие Федерального закона, по мнению сенаторов, создаст необходимую нормативную базу для функционирования эффективно действующей системы исполнительного производства и послужит стимулом для добровольного исполнения должниками исполнительных документов.


На двести пятьдесят третьем пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона “О рекламе”.


Закон направлен на совершенствование отношений, связанных с особенностями размещения наружной рекламы на многоквартирных домах с использованием общего имущества собственников жилья.


Как подчеркнул Комиссии СФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Толкачев, внесенные изменения направлены на уточнение полномочий общего собрания собственников помещений, предусмотренных Жилищным кодексом России, с учетом положений Федерального закона “О рекламе”.


Изменения, в частности, имеют целью закрепить четкий порядок определения лиц, которые вправе давать согласие на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах общего имущества многоквартирных домов, они направлены на устранение практики принятия таких решений органами местного самоуправления.


Внесенные изменения позволят избежать заинтересованности среди отдельных собственников и рассчитывать на объективность в принятии решений о пользовании общим имуществом.


Министерство сельского хозяйства РФ подвело итоги развития сельского хозяйства в 2008 году и профильной Государственной программы – они изложены в Национальном докладе и обнародованы в соответствие с требованием законодательства, сообщила Елена Скрынник. В докладе Министра сельского хозяйства особое внимание было уделено текущей ситуации в отрасли в свете предпринимаемых Правительством антикризисных и протекционистских мер в агропромышленном комплексе.


Из федерального бюджета на реализацию Госпрограммы развития сельскохозяйственной продукции направлено 138 млрд рублей, прибыль сельхозпредприятий в 2008 году составила 117 млрд рублей, и их рентабельность составила в целом 15,3%, сообщила Елена Скрынник. По итогам 2008 года в стоимостном выражении объем валовой продукции с сельхозотрасли достиг 2 трлн 600 млрд рублей (на 10% больше, чем в 2007 году). Перевыполнен показатель Госпрограммы по производству скота и птицы в живом весе, объем производства составил 9 млн 200 тысяч тонн (на 380 тыс.тонн больше плана). Обновлен парк основных видов сельхозтехники – приобретено 24 тысячи тракторов, 13 тысяч комбайнов. Привлечено кредитов более чем на 400 млрд рублей, сообщила Елена Скрынник.


По Федеральной целевой программе “Социальное развитие села” введено в строй 1 млн 760 тыс. кв.метров жилья (плановый показатель превышен на 18%). В том числе около 850 тыс. кв.метров – только для молодых семей.


Предпринятые меры позволили в текущем году сохранить рост производства в отрасли, индекс валового производства составил 101%, подчеркнула Елена Скрынник.


Для выполнения Госпрограммы в 2009 году на поддержку агропромышленного комплекса выделено 183 млрд рублей (что на 30% больше предыдущего года). Министерством в регионы уже перечислено 80% запланированных согласно Госпрограмме  средств.


В рамках антикризисного плана сельскохозяйственного отрасли было направлено дополнительно 87 млрд рублей. Из них 45 млрд. рубл. было направлено на увеличение уставного капитала Россельхозбанка, 25 млрд. – на увеличение уставного капитала Росагролизинга, и 17 млрд. – субсидии на уплату процентов по пролонгированным кредитам. На полученные средства, рассказала Е.Скрынник, Росагролизингом было закуплено 15 тысяч единиц техники исключительно российского производства. Кредитный пакет отрасли составляет за девять  месяцев около 480 млрд рублей, из них 345 млрд – краткосрочные кредиты, инвестиционные – 141 млрд. рублей. Россельхозбанком было выдано около половины кредитных средств.


Правительством был предпринят ряд дополнительных мер антикризисного характера, направленных на создание максимально благоприятных условий для сельхозтоваропроизводителей. Елена Скрынник представила членам Совета Федерации развернутую информацию о деятельности Правительства в этом направлении, внутриотраслевых мерах и  дальнейших планах Министерства сельского хозяйства РФ.


“Антикризисные меры Правительства РФ позволили сельскому хозяйству остаться одной из немногих отраслей с положительной динамикой развития”, –  сказала она в заключение.


***


В 2008 году в сельском хозяйстве страны был достигнут наиболее   высокий   за  все   последние   годы   рост  производства продукции – 110,8 процента, что на 7 % больше целевого показателя Государственной программы. Увеличение производства продукции сельского хозяйства было обусловлено главным образом ростом продукции растениеводства и в первую очередь рекордным валовым сбором зерна. Положительные результаты были достигнуты и в животноводстве, прежде всего за счет роста производства мяса свиней и птицы, отметили члены Совета Федерации в Постановлении палаты по данному вопросу. Вместе с тем, запланированный прирост производства молока не был осуществлен в связи с уменьшением поголовья коров. Не выполнены задания по увеличению доли продукции отечественного производства в формировании ресурсов мясных и молочных продуктов.


Определенные результаты были достигнуты в обеспечении устойчивого развития сельских территорий. Тем не менее темпы социального развития села оказались недостаточными для кардинальных изменений условий жизнедеятельности в сельской местности. Количество объектов социальной инфраструктуры села продолжает сокращаться, сельский жилищный фонд остается преимущественно неблагоустроенным, растет доля изношенного, ветхого и аварийного жилья.


В  первом полугодии 2009 года в целом сохранилась положительная динамика развития отрасли. Рост производства продукции сельского хозяйства по сравнению с соответствующим периодом 2008 года составил 0,9 процента, реализуются мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий, хотя в связи с оптимизацией расходов федерального бюджета ассигнования на эти цели сокращены. Однако производство мяса крупного рогатого скота уменьшилось на 3 процента, молока – на 0,5 процента.


В рамках реализации антикризисных мер в агропромышленном комплексе были увеличены уставные капиталы открытых акционерных обществ “Российский сельскохозяйственный банк” и “Росагролизинг”, дополнительно выделены средства из федерального бюджета на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, внесены изменения в правила предоставления      указанных      средств,      осуществлены      меры таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.


Далее Министр сельского хозяйства Елена Скрынник ответила на вопросы членов Совета Федерации.


Первый вопрос докладчику задал Председатель СФ Сергей Миронов, попросив рассказать о поддержке Правительства регионов, пострадавших от засухи. Елена Скрынник отметила, что от засухи, ставшей рекордной для последнего десятилетия, пострадали 15 субъектов Федерации. Они могут рассчитывать на поддержку Правительства и определенные компенсации.


Вопросы Елене Скрынник задали члены Совета Федерации Николай Кондратенко (обратил внимание на бесконтрольность использования удобрений и ядохимикатов), Зинаида Драгункина (отметила важность сохранения малокомплектных школ). Евгений Тарло еще раз подчеркнул необходимость защитных мер Правительства по преодолению диспаритета цен.  Аслан Хашир обратил внимание на такую проблему, как имеющие место нарушения запрета на продажу земель сельхозназначения путем различных юридико-технических махинаций.


Андрей Хазин задал вопрос о возможности субсидирования предприятий по производству сельхозоборудования. Сенатор Сергей Белоусов поинтересовался, какова доля импортного сельхозоборудования и каковы тенденции развития отечественного сельхозмашиностроения.


Валерий Кадохов попросил продумать такие схемы реализации сельхозпродукции, чтобы минимизировать “накрутки” посредников. Александр Починок выступил в защиту  интересов отечественных виноделов, занимающих в последние годы неплохие позиции. Василий Лихачев предложил Министру сельского хозяйства совместно с представителями Республики Ингушетия обсудить меры по развитию сельского хозяйства в этом регионе в свете разрабатываемой программы по борьбе с безработицей.


Валерий Сударенков и Виктор Лопатников  акцентировали внимание на  “демографическом портрете” сельского населения – кто сегодня работает на земле, и каким будет завтрашний день российского крестьянства. 


В своих вопросах члены Совета Федерации отмечали сложные и проблемные аспекты в агарно-продовольственной отрасли, в социальной ситуации на селе и в сельскохозяйственном машиностроении. Говорили о том, что рентабельность сельскохозяйственного производства продолжает снижаться, и что не прекращается отток населения из сельской местности. Среди основных причин такого положения, по мнению сенаторов, – неблагоприятное соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, ухудшение условий предоставления кредитов банками, высокие объемы импорта продовольствия.


Труд крестьянина, считают сенаторы, должен быть востребован обществом и адекватно оценен как в финансовом, так и в моральном плане.


 ***


Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов отметил, что сенаторы разделяют позиции и стратегию Министерства сельского хозяйства РФ по реализации Государственной программы развития сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Очень важно, отметил он, не сократить объемы финансирования Государственной программы в предстоящем году.


В Постановлении Совета Федерации Правительству РФ предлагается:


предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов выделение средств на финансирование Госпрограммы на уровне не ниже, чем это установлено ее паспортом, в том числе на обеспечение реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий и поддержанию почвенного плодородия;


осуществить меры по обеспечению своевременного перечисления средств федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации для выполнения плановых заданий, предусмотренных Госпрограммой;


рассмотреть с участием исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации целесообразность перераспределения средств федерального бюджета, предусмотренных в 2009 году на реализацию мероприятий    Государственной    программы,    а также рассмотреть возможность перераспределения указанных средств между субъектами Российской Федерации;


оперативно реализовать комплекс мер, направленных на оказание помощи субъектам Российской Федерации, пострадавшим от засухи в 2009 году;


разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение объемов государственных закупок отечественной сельскохозяйственной продукции;


провести в целях стабилизации цен на рынке зерна и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей государственные закупочные интервенции в отношении зерна урожая 2009 года;


рассмотреть возможность выделения открытому акционерному обществу “Российский сельскохозяйственный банк” кредита в объеме, необходимом для обеспечения кредитования государственных закупочных интервенций, а также кредитования строительства, реконструкции, модернизации приоритетных объектов животноводства, строительства новых элеваторов;


ускорить утверждение проекта концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года.


Совет Федерации считает необходимым ускорить принятие законопроекта  “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”, что нашло свое отражение в Постановлении палаты.


В законопроекте, считают сенаторы,  должен быть предусмотрен механизм обеспечения более высокой доли сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий в цене продовольственных товаров, реализуемых в розничной торговле. Также законопроект должен дать  механизм регулирования торговых наценок и положения, ограничивающие размер выплачиваемого покупателю вознаграждения (или предоставляемой ему скидки) в связи с приобретением у поставщика определенного количества продовольственных товаров. 


Необходимы, по мнению законодателей, и законодательные нормы, сокращающие сроки оплаты продовольственных товаров после их передачи в розничную торговлю.


 


По материалам пресс-службы Совета Федерации