30 июня 2005
30 июня. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов принял участие в Третьей Всероссийской научно-практической конференции на тему: “Мониторинг законодательства и правоприменительной практики как форма диалога власти и общества”.
Конференция огранизована Комиссией Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, ее участниками стали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, представители судебных органов федерального и регионального уровня, уполномоченные по правам человека, научные и общественные организации.
Конференцию провел председатель Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации Геннадий Бурбулис.
В своем выступлении Председатель Совета Федерации подвел первые итоги внедрения системы правового мониторинга в стране и определил ближайшие задачи.
“Идея создания мониторинга законодательства и правоприменительной практики вошла в стадию своего практического воплощения”, – констатировал Сергей Миронов. – Потребность в комплексном и всестороннем мониторинге законодательства в России чрезвычайно высока и продолжает расти, ведь исторический период фрагментарного и несистемного законодательства себя исчерпал. И это главный вывод, который сделали члены Совета Федерации в ходе подготовки Доклада о состоянии законодательства в Российской Федерации, который теперь станет ежегодным”.
Председатель Совета Федерации подчеркнул, что особые надежды в связи с необходимостью развития системы мониторинга законодательства в России возлагаются на субъекты Федерации, где уже идет процесс создания региональных центров мониторинга, и на создающуюся в настоящее время Общественную Палату.
Особо Сергей Миронов отметил усилия ставропольских законодателей и лично Председателя Государственной Думы Ставропольского края Юрия Гонтаря. Участникам конференции были розданы методические материалы, подготовленные Ставропольским центром мониторинга права.
Регионы России, с их территориальными и социально-экономическими различиями не одинаково реализуют федеральные законодательные акты. По-разному работают законы в европейской части России и на Дальнем Востоке, и, по мнению Сергея Миронова, законодатели должны отслеживать все нюансы правоприменительной практики в регионах России. “Плох тот законодатель, который не интересуется тем, как законы работают на местах”, – сказал Председатель Совета Федерации.
Главное, что должно быть изменено в системе законотворческой деятельности в России – законы должны быть сориентированы на государственные приоритеты. Необходимо четкое понимание государственной стратегии, которой должны соответствовать законы, особенно в сфере социальной политики, демографии, обеспечении экономического роста.
Для успешного выполнения данной задачи Председатель Совета Федерации предложил ежегодно принимать “Программу государственного развития” – доктрину федерального уровня, обязательную для исполнения всеми федеральными и региональными структурами. Такая “Программа” поможет привести в соответствие стратегические цели государства и Федеральные Законы.
В свою очередь, Министр юстиции Российской Федерации Юрий Чайка на основании проведенной юридической экспертизы более 20 тысяч региональных законов и актов ведомственного нормотворчества сделал вывод об отсутствии в России системы целостного, единого с точки зрения методологии, мониторинга законодательства, который пронизывал бы все уровни и сегменты жизни страны.
Как сообщил Ю.Чайка, его предложения по созданию такой системы правового мониторинга уже получили поддержку Президента Российской Федерации В.В.Путина. Министр юстиции предложил включить в состав формирующейся рабочей группы по созданию системы мониторинга представителей Совета Федерации, которые занимались данной проблемой.
После пленарного заседания работа Конференции продолжилась в рамках трех секций: “Мониторинг права: концептуальное развитие, системный инструментарий, комплексное обеспечение”, “Мониторинг законодательства и правоприменительной практики как инструмент социального партнерства власти и общества”, “Мониторинг правоприменительной практики: опыт взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества. Региональные аспекты”.