Сергей Миронов выступил против закона о монетизации социальных услуг

29 апреля 2010

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов вчера на 270-м заседании Совета Федерации выступил против Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.

 

От монетизации к поборам

Уважаемые коллеги! Я вижу, работа проведена большая, это «замечательно». Я в своем выступлении, видя, что решение уже практически принято, попробую если не спасти честь нашей палаты, палаты регионов, то хотя бы немножко ее защитить.

Дело в том, что лично я, конечно же, буду голосовать против этого закона. Дело в том, что, по сути, этот закон, если называть вещи своими именами, – это приговор неимущим в нашей стране, что бы здесь не говорилось. И, по сути, мы присутствуем при ломке всей системы социальных услуг.

Почему я буду голосовать против. У меня пять аргументов.

Первое. Отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и переход на субсидирование так называемого госзадания. Давайте назовем вещи своими именами. Этот закон сделает платными многие социальные услуги, которые до сих пор, к счастью, пока еще остаются бесплатными.

Второе. Ряд важнейших вопросов, к сожалению, на момент рассмотрения закона не имеет ответов, а именно: что конкретно войдет в состав бесплатного для граждан госзадания? Что будет, если перегруженные региональные бюджеты не смогут вовремя оплатить это госзадание? Какова будет доля платных услуг? Как будут регулироваться цены на них?

Как мы видим, подготовка подзаконных актов, которые должны ответить на этот вопрос, к сожалению, еще даже не началась.

Третье. Считаю неправильным, принципиально неправильным сводить функции бюджетных учреждений к оказанию услуг. Разве наши учреждения культуры – это только оказание услуги? Разве это не сохранение, а зачастую и создание, новых культурных ценностей? Разве наша школа – это только предоставление образовательной услуги? Разве это не та система, которая воспитывает гражданина, патриота, человека, в конце концов? Думаю, что об этом не нужно забывать.

Четвертое. Та самая субсидиарная ответственность государства за свои бюджетные учреждения, которая этим законом ликвидируется. Что бы ни говорилось, боюсь, что впереди нас ждет банкротство, закрытие, начнется все с  маленьких фельдшерских пунктов, с маленьких школ, дальше пойдет по нарастающей, потому что один за другим регионы не смогут на свои бюджеты вытянуть это.

Пятое. Кардинальные изменения в сфере социальных услуг сегодня мы осуществляем в отсутствие гарантированных и зафиксированных законом стандартов, стандартов в системе образования, в системе здравоохранения, культуры. Нет также нормативов затрат на исполнение этих услуг.

И последнее. Коллеги, честно говоря, очень настораживает, что мы слишком торопимся. Если закон у нас вступает в силу, часть для федеральных учреждений – с 1 января 2011 года, для муниципальных – вообще с 1 июля 2012 года, стоит ли так торопиться? Не стоит ли все-таки ответить на те вопросы общественности, которые, может быть, по незнанию, может быть, искренне заблуждаясь, услышав какие-то там страшилки…, словом, внятно, публично ответить на эти вопросы, снять ту самую напряженность, которую мы рождаем принятием данного закона в стенах Совета Федерации.

Дело в том, что новая реформа затрагивает не отдельные группы населения, а практически всех граждан нашей страны. И складывается, к сожалению, впечатление, что сторонников этого закона волнуют лишь бюджетная экономия, а не то, как в конечном итоге изменится жизнь людей в случае его принятия. Я уверен, что власть должна служить народу, а не бюджету.

Здесь уже упоминался печально известный 122-й Федеральный закон, который так же в спешке принимался. Потом мы получили то, что получили. И сейчас, если говорить предельно откровенно, похоже, мы идем на следующий этап: от монетизации к поборам.

Я, уважаемые коллеги, второй раз на одни и те же грабли наступать не собираюсь.