28 февраля 2012
Руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Сергей Миронов выступил с заявлением от фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на пленарном заседании Государственной Думы во время обсуждения законопроектов о политической реформе, внесенных Президентом РФ Дмитрием Медведевым:
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!
С большим удовольствием так обращаюсь, в том числе к коллегам, которых, правда, мало осталось, из пока непарламентских партий. Надеюсь, что в ближайшем обозримом будущем выскажу надежду, что намного скорее, чем через 5 лет некоторые из них станут представителями парламентских партий. Ну, поживём, увидим.
Сегодня мы обсуждаем три законопроекта, которые касаются реформирования политической системы, три законопроекта, которые внёс Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Конечно, мы с вами понимаем, что эти инициативы, впервые им объявленные во время Послания Федеральному Собранию 22 декабря – это ответ на запрос улицы, на запрос общества.
Но давайте скажем честно: когда сегодня, говоря о политической реформе, ведь мы на самом деле возвращаемся в прошлое, мы возвращаемся в 90-е годы, потому что все три новеллы, которые сегодня мы с вами рассматриваем, это реализованные нормы того законодательства, которое существовало в 90-е годы. И, тем не менее, в данном случае я выступаю от имени фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, мы считаем, что это шаг в нужном направлении.
И сразу хочу сказать, что фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в первом чтении поддержит все три законодательные инициативы, правда, с условием, что во время второго чтения наши поправки, которые мы обязательно подадим ко всем трем законопроектам, будут учтены.
Какие же это поправки и в чём суть тех изменений, которые, с нашей точки зрения, должны быть произведены в существующем законодательстве.
Начну с законопроекта, который возвращает право населения субъектов Федерации избирать своего губернатора. Конечно, так и должно быть и мы много лет об этом говорили. Но сегодня Президент в своём законопроекте оставляет так называемый президентский фильтр. Почему-то он считает, что политические партии у нас незрелые, политические партии у нас не могут отвечать перед своими избирателями за своих кандидатов и для этого нужно некое предварительное согласование. Мы категорически возражаем против этой новеллы. И первая поправка к этому законопроекту будет, конечно, касаться исключения такой необходимости политическим партиям предварительно проводить какие бы то ни было консультации с Президентом Российской Федерации.
Следующее предложение, которое требует рассмотрения и безусловного внесения поправок – это норма о возможности отзыва губернатора. Как мы видим, в законопроекте предусматривается две возможности. И та, и другая предусматривает сначала вынесение решения суда. И здесь я не могу не обратиться, уважаемые коллеги, к вам, к сожалению, с риторическим вопросом. Где вы найдёте сегодня в Российской Федерации суд, который примет решение против действующего губернатора, если это не будет санкционировано, прямо скажем, из Кремля, если это будет инициировано, например, народом, избирателями. Я сомневаюсь, что мы найдём такой суд в нашей современной судебной системе. А отсюда, собственно говоря, логично предположить очередной ход и очередную поправку от нашей фракции. Мы, конечно, постараемся упростить возможность отзыва губернатора населением, чтобы это не шло через обязательное предварительное решение суда.
Следующий законопроект касается сокращения численности подписей, но здесь я не могу не остановиться на одной существующей уже проблеме и, пользуясь трибуной Государственной Думы, я хочу обратиться с призывом к Дмитрию Анатольевичу Медведеву: не надо сейчас в скором, в спешном порядке переназначать губернаторов.
Коль скоро вы внесли законопроект и мы сейчас, по-моему, довольно оперативно его рассматриваем, давайте мы остановимся и давайте мы не будем поспешно назначать губернаторов по старой схеме, тем более, когда мы видим, например, такое кадровое решение, как в Волгоградской области, когда для нашей партии абсолютно одиозный человек господин Боженов, который дважды фальсифицировал выборы в Астрахани и во время выборов мэра два года тому назад, три года тому назад, в 2009 году, и во время думской кампании в декабре. И вы знаете, что наша Партия не признала результаты выборов в городе Астрахани, впрочем, как и в городе Санкт-Петербурге, именно благодаря ухищрениям и усилиям господина Боженова. И вот лучше не нашлось человека на должность губернатора Волгоградской области, как именно этот господин Боженов.
Это говорит о том, что, мягко говоря, неоднозначные кадровые назначения делает наш Президент, и уж тем более давайте посоветуем ему приостановить эту практику, дождаться вступления в силу закона о выборах губернаторов. И пускай уже население субъектов Российской Федерации, ещё раз подчеркну, без какого-либо президентского предварительного фильтра, избирает своего губернатора.
Второй законопроект освобождает политические партии от сбора подписей – правильная мера. Фактически все партии освобождаются для участия в любых выборах от необходимости собирать подписи, за исключением выборов Президента. Но давайте согласимся, уважаемые коллеги, если после того, как у нас пойдёт более упрощенное создание политических партий, и если та или иная политическая партия примет участие, например, в выборах депутатов Государственной Думы и наберёт, например, не менее 100 тысяч голосов избирателей, зачем же тогда второй раз требовать от этой партии собирать 100 тысяч подписей для того, чтобы выдвигать своего кандидата в Президенты. Собственно говоря, я пересказал поправку, которую будет подавать наша фракция к этому законопроекту. Мы внесём именно такую поправку.
И, наконец, третий законопроект, он касается вопроса упрощения создания политических партий. Коллега Неверов сегодня утром клеймил оппозицию, в том числе говорил: вот такие-сякие, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и Сергей Михайлович Миронов, хотят там блоки создавать, тем самым показывая, что мы возражаем против вот этого законопроекта Президента. Я остаюсь при своём мнении: конечно, нужно возвращать эту норму, создать избирательные блоки и избирательные объединения, тем более с учётом того, что партий станет намного больше. Это нормальная парламентская практика во всём мире. Но здесь мы как раз поддерживаем эту инициативу Президента и мы считаем абсолютно правильным, чтобы партии могли регистрироваться, собрав инициативную группу всего лишь 500 человек.
Но, согласитесь, уважаемые коллеги, главное мерило дееспособности, если хотите, жизнеспособности партий – это электоральные успехи. И мы будем вносить очень простую поправку, которая касается того, что партия, чтобы доказать, что она политическая партия, во-первых, обязательно должна принимать участие сначала в муниципальных выборах, потом в выборах в региональный парламент, а потом и в Государственную Думу и только мнение или, прямо скажем, результаты голосования избирателей, дадут им ответ – быть этой партии или не быть. И, кстати, норма должна быть очень жёсткая. Если по любым основаниям политическая партия в ближайший единый день голосования не принимает участие в муниципальных выборах, она должна быть ликвидирована. Естественно, если она не принимает участие в следующего уровня выборах, то же самое, она, значит, недееспособна, она чего-то боится, боится вердикта избирателей и нечего такой партии делать на политической сцене. Это те наши предложения, с которыми мы будем выходить в качестве поправок.
В целом, подводя итог обзору этих трёх законопроектов, необходимо сказать следующее: в представленных законопроектах, конечно, заложены вполне здравые идеи.
Но, как я уже сказал, к сожалению, мы всего лишь на всего, возвращаемся в прошлое, как на некой политической машине времени, но в то же время мы видим, что эти решения носят половинчатый и несистемный характер. Чрезмерная любовь к так называемой “стабильности”, которая, к сожалению, вольно или невольно очень быстро превращается в застой и приводит к замораживанию реальной политической жизни. Пора Государственной Думе, уважаемые коллеги, из безропотного младшего партнёра исполнительной власти всё-таки становиться серьёзным и сильным противовесом её сверхсамостоятельности. Я ещё раз напоминаю, уважаемые коллеги, депутаты Государственной Думы, по Конституции Федеральное Собрание – самостоятельный, независимый орган власти и пора давным-давно всё ставить с головы на ноги, чтобы действительно законодательная власть чувствовала себя самостоятельной и абсолютно независимой.
Как я уже сказал, наша фракция поддержит в первом чтении все три законопроекта, но завершая свой обзор и анализ внесённых законопроектов, не могу не сказать ещё два слова вот о чём. Какие бы законы мы с вами ни принимали и как бы мы ни усовершенствовали с самыми благими намерениями наше законодательство, если законы не будут исполняться, и если за неисполнение законов не будет наказания, то ничего хорошего с реформированием политической системы у нас не будет. Вы помните, после итогов выборов в Государственную Думу я уже говорил, мы не признали выборы в Петербурге и в городе Астрахани, и мы говорили, давайте немедленно пересчитаем, по Петербургу у нас на руках 221 протокол с прямыми фальсификациями. Нам сказали – идите в суды. И мы пошли в суды, и что же мы видим?
Два месяца мурыжил суд городской Петербурга и отказал нам, причём мотивировочную часть своего постановления мы получим именно 5 марта, после уже завершения президентской кампании, что лишний раз говорит, что судебная система не работает. Сегодня у нас работает “позвоночное” право и фальсификаторы остаются безнаказанными. Тем самым у нас возникает очень большой вопрос по легитимности предстоящих выборов Президента, а это очень опасно. Но не буду повторять то, что я вам утром рассказал.
Таким образом, партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и фракция поддерживают в первом чтении три законопроекта, внесённые Президентом Российской Федерации. Спасибо.
По материалам пресс-службы фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ