Сергей Миронов провел встречу с преподавателями истории

4 сентября 2009

В Совете Федерации состоялась встреча Председателя Совета Федерации Сергея Миронова с преподавателями истории и обществоведческих дисциплин образовательных учреждений, руководителями учреждений образования.


Открывая встречу, Председатель СФ Сергей Миронов подчеркнул актуальность обсуждения такой темы, как качество преподавания истории в образовательных учреждениях, учитывая постоянно возрастающее количество попыток фальсифицировать историю для достижения узко политических интересов.


Движение вперед невозможно без знания своего прошлого, без знания истории, однако в преподавании истории важны не только фактология и хронология, но и личностная позиция педагога, нравственный аспект, уверен Сергей Миронов. “Формальное отношение историка к своему предмету недопустимо и невозможно, тем более, – заметил он, – что содержание многочисленных учебников по истории оставляет желать лучшего, не говоря уже о необходимости единообразия трактовок”.


Особое внимание Сергей Миронов уделил необходимости организации идеологического отпора и соответствующего ответа попыткам фальсифицировать историю. Он рассказал о созданной по инициативе Президента РФ специальной комиссии по противодействию фальсификациям, которая займется их научным анализом и выработкой необходимых оценок и предложений.  “Это становится государственным делом, учитывая антироссийскую направленность многих недавно появившихся трактовок исторических событий”, – подчеркнул Сергей Миронов, напомнив о ряде негативных заявлений в адрес России, сделанных накануне скорбной исторической даты –  дня начала Второй мировой войны. Этот аспект, считает глава Совета Федерации, должен находить свое отражение в работе преподавателей истории.


Отдельное место в своем выступлении Сергей Миронов уделил ЕГЭ и его влиянию на качество образовательного процесса в России. Он заметил, что вводился ЕГЭ, как эксперимент, а результаты этого эксперимента так и не были до сих пор обнародованы. Сергей Миронов сообщил, что в сентябре будут опубликованы результаты работы экспертной комиссии Совета Федерации, сформированной специально для анализа ЕГЭ. Эти результаты будут представлены руководству страны, так как есть опасения, что ЕГЭ в конечном итоге приведет к снижению общего уровня образованности населения, подчеркнул он.


Принявший участие во встрече председатель Комитета  Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов обратил внимание на взаимосвязь исторических трактовок, тенденциозности в преподавании истории и вопросов единства России, межконфессионального и межэтнического взаимоуважения. Преподаватели истории и обществоведческих дисциплин в определенной степени выполняют идеологические функции и их предложения могут лечь в основу законодательной стратегии и конкретных законопроектов.


С инициативой создания Ассоциации историков для анализа содержания учебников по истории выступил на встрече президент Российской академии образования Николай Никандров. Преподавание истории  в школе не должно быть отделено от общественного контекста, считает он. “В учебниках США невозможно найти различные трактовки фундаментальных событий и проблем, а в наших учебниках можно встретить даже диаметрально противоположные оценки нашей истории, что не способствует воспитанию гражданина и патриота”, – отметил Н.Никандров.


Профессор Сергей Козленко, представляющий Московский институт открытого образования, поднял проблему, оказавшуюся актуальной для всех присутствующих в зале учителей и преподавателей вузов. Речь идет о необходимости увеличения часов, отведенных для преподавания истории. Объем знаний, в частности охват тем, значительно увеличился, а часы в школе сократились с 630 до 490 (за семь лет в школе), констатировал он и обратился к законодателям с просьбой рассмотреть этот вопрос.


“Сегодня мы говорили о том, как подрастающее поколение должно изучать историю своей страны, каким должен быть достойный ответ тем, кто пытается использовать историю в политических целях. Проблем с преподаванием истории, как и других общественных дисциплин, достаточно много, и их надо решать. Ведь отношение государства к учителю – это показатель его силы, либо его слабости, как говорил канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Я хотел бы подчеркнуть, что такие встречи важны и для нас, законодателей, и для преподавательской общественности, так как являются некой «сверкой часов”, – сказал Сергей Миронов, отвечая на вопросы журналистов.


Выступление Сергея Миронова на встрече с преподавателями истории


 По материалам пресс-службы Совета Федерации