Сергей Миронов провел совещание по итогам эксперимента о введении ЕГЭ

20 ноября 2008

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел совещание по итогам эксперимента о введении Единого государственного экзамена.


В Совете Федерации прошло совещание, на котором обсуждались вопросы проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). Как известно, 2008 год является годом завершения переходного периода, установленного при введении ЕГЭ, и с 1 января 2009 года устанавливается его обязательное проведение.


В совещании приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства образования РФ, региональных органов государственной власти, преподаватели и ректоры вузов,  учителя и руководители средних образовательных учебных учреждений.  Подавляющее большинство участников заседания уверены, что проведение ЕГЭ в том виде, в  котором он существует сейчас, недопустимо.


“Я не считаю, что семилетний эксперимент по проведению ЕГЭ прошел успешно”, – подчеркнул Председатель Совета Федерации, открывая совещание. По его словам, широкой общественности не были представлены обобщенные итоги проведения единого государственного экзамена.


Сергей Миронов подчеркнул, что является противником обязательного введения ЕГЭ в будущем году. Спикер Совета Федерации напомнил, что еще в июле 2007 года он, совместно с группой депутатов Государственной Думы, внес законопроект, предлагающий сделать ЕГЭ добровольным. Однако документ получил отрицательное заключение Правительства РФ, и, как считает Сергей Миронов, вряд ли он найдет поддержку в Государственной Думе.


“Введением ЕГЭ в обязательном порядке в 2009 году мы совершаем стратегическую ошибку, мы подрубаем сук, на котором основана не только вся система нашего образования, но и наша  конкурентоспособность”, – считает Председатель Совета Федерации.


Подготовка ЕГЭ на деле оказывается “натаскиванием” школьника на тесты, считает Сергей Миронов. Кроме того, удручает увеличившееся количество неудовлетворительных результатов. “Судя по ним – у нас либо совершенно некачественное образование, либо есть какие-то другие причины”, – подчеркнул Председатель Совета Федерации. По его словам, не оправдалась и идея, заложенная инициаторами проведения ЕГЭ – борьба с коррупцией в сфере образования.  Кроме того, появилась еще одна серьезная проблема: тем из выпускников, кто получил неудовлетворительную оценку по ЕГЭ, закрывается дорога в вузы.


Сергей Миронов поддержал инициативу депутата Государственной Думы Олега Смолина, предложившего создать независимую комиссию, которая бы беспристрастно оценила итоги семилетнего эксперимента по единому государственному экзамену. Сергей Миронов пообещал, что итогам работы этой комиссии будет подготовлена докладная записка Президенту РФ.


Сергей Миронов уверен, что “итог этого эксперимента, мягко говоря, не очевиден”. “И пока не поздно, нужно остановить его обязательное введение, – считает он. – Не потому, что не так было что-то организовано, а потому, что сама идеология тестовой оценки знаний показала свою полную несостоятельность”.


“Если бы это было иначе, наши ведущие вузы были бы самыми большими энтузиастами ЕГЭ, – убежден Сергей Миронов. – Мы же видим, что наиболее крупные и авторитетные университеты отказываются от зачисления абитуриентов только на основании результатов единого госэкзамена. Потому что результаты тестов и реальный уровень знаний абитуриента, его интеллектуальный потенциал – понятия далеко не тождественные. Те люди, от которых зависит будущее социальное, экономическое, технологическое развитие России, должны обладать прежде всего высоким творческими способностями, которые несводимы к способности запоминать большие массивы информации”.


“Да и запоминать-то зачастую ничего не нужно. ЕГЭ оказался совершенно неэффективен как антикоррупционный механизм, – заявил он. – Если экзамен сводится к тому, чтобы по шаблону, не вдумываясь, просто расставлять галочки в нужных местах, то всегда будет велик соблазн сделать этот шаблон предметом купли-продажи. Покупатели найдутся”.


“Наконец, сам принцип “натаскивания на ответы теста”, к чему практика ЕГЭ сводит обучение в выпускных классах, противоречит всей традиции российской системы образования, которая является неотъемлемой частью всей отечественной культуры, – убежден Сергей Миронов. – Дискуссию об ЕГЭ нужно возобновить, причем самую широкую дискуссию. Но не стоит забывать и о том, что споры вокруг ЕГЭ только уводят общественное внимание от главной проблемы нашего образования – от проблемы уровня преподавания, а значит и качества знаний, которые получают выпускники школ”.