30 марта 2011
ДВЕСТИ ДЕВЯНОСТО ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2011 года открылось двести девяносто третье заседание Совета Федерации.
Совет Федерации на 293-м пленарном заседании рассматривает ряд ратификаций международных договоров и изменений к федеральным законам.
В их числе закон, дающий правовую базу для создания в России дорожных фондов. Документ был разработан по поручению президента Дмитрия Медведева, который еще в конце 2009 года предложил воссоздать такую форму целевого расходования бюджетных средств. Согласно документу, эта финансовая база будет расходоваться на обслуживание дорог, включая проектирование, строительство и капитальный ремонт автомобильных трасс. Федеральный дорожный фонд начнет действовать уже в этом году.
Члены Совета Федерации рассмотрят ряд законов, направленных на либерализацию положений УИК. Сенаторы обсудят введение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Речь идет о новом механизме контроля со стороны органов внутренних дел за отбывшими наказание преступниками в целях предупреждения повторных правонарушений.
В повестке заседания – базовый закон “Об электронной подписи /ЭП/”, на важность оперативного принятия которого указывал премьер-министр Владимир Путин. Данный инструмент необходим, чтобы электронный документ был окончательно приравнен в правах к бумажному носителю.
Палата также рассмотрит ряд новаций в законодательство, в частности, касающихся функционирования Таможенного союза, подготовки мероприятий в рамках председательства России в АТЭС в 2012 году, военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
РАТИФИКАЦИИ
Заседание началось с международного блока. Совет Федерации ратифицировал межправительственные соглашения РФ с Абхазией и Южной Осетией о безвизовом режиме на срок до 90 дней. Россияне и граждане этих республик могут въезжать как по заграничным паспортам, так и по внутренним документам. Особый режим пребывания на территории этих стран предусмотрен для военнослужащих ВС РФ.
Ратифицирован Договор между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Документ устанавливает четкие границы суверенных прав и юрисдикции России и Норвегии, предусматривает продолжение двустороннего сотрудничества в сфере рыболовства, определяет режим совместной эксплуатации трансграничных месторождений углеводородов.
КАДРЫ
– Досрочно прекращены полномочия членов Совета Федерации Сулеймана Керимова и Виктора Пичугова.
– На заседании вручено удостоверение члена Совета Федерации Алексею Анатольевичу Сорокину, который будет представлять в верхней палате Омскую область. А.А.Сорокин – профессиональный юрист и историк, выпускник исторического факультета Омского госуниверситета. До делегирования в Совет Федерации был депутатом Омского городского Совета.
– Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени был вручен на пленарном заседании члену Совета Федерации, представителю исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа Юрию Неелову. Долгие годы Юрий Неелов был губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа, и получил за свой труд на этом посту самую высокую оценку со стороны руководства государства, отметил при вручении награды Полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации Александр Котенков.
РОССИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОФОРМЛЯТЬ ОТНОШЕНИЯ С ЮЖНОЙ ОСЕТИЕЙ И АБХАЗИЕЙ
30 марта 2011 года Совет Федерации одобрил на 293-м пленарном заседании Федеральные законы «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Южная Осетия» и «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Абхазия».
30 марта 2011 года Совет Федерации продолжил на 293-м пленарном заседании законодательное оформление двусторонних отношений с Южной Осетией и Абхазией. Российские сенаторы ратифицировали межправительственные соглашения с этими республиками о взаимных безвизовых поездках.
Соглашения устанавливают безвизовый режим поездок граждан до 90 дней, как по заграничным паспортам, так и по внутренним документам.
Владельцы дипломатических или служебных паспортов, являющиеся сотрудниками дипломатического представительства или консульских учреждений, а также представительств своего государства при международных организациях, расположенных на территории другого государства, и члены их семей въезжают, выезжают и пребывают на территории этого государства без виз в течение всего срока их аккредитации.
Соглашения регламентируют особый режим пребывания российских военнослужащих, направляемых в Южную Осетию для прохождения службы по контракту и по призыву.
Каждая из Сторон может по соображениям государственной безопасности, общественного порядка или охраны здоровья населения полностью или частично приостановить действие этих международных документов.
Соглашения будут способствовать развитию дружественных добрососедских отношений, укреплению экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей между нашими странами, что отвечают интересам Российской Федерации.
Южная Осетия уведомила Российскую Сторону о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу 22 марта 2010 года, а Абхазия – 27 мая 2010 года.
РЫБАКАМ И МОРЯКАМ СТАНЕТ ЛЕГЧЕ ПЕРЕСЕКАТЬ ГРАНИЦУ ВО ВРЕМЯ НЕПОГОДЫ
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления порядка пересечения Государственной границы российскими судами рыбопромыслового флота, осуществляющими рыболовство в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации). На рассмотрение палаты Закон представил первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Евгений Серебренников.
На 293-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Одобренный Закон разработан в целях совершенствования порядка пересечения Государственной границы российскими судами рыбопромыслового флота, осуществляющими рыболовство в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации.
У рыбаков много нареканий вызывала установленная федеральным законодательством необходимость прохождения пограничного, таможенного и других видов контроля при неоднократном пересечении границы при осуществлении лова в обозначенных местах, что негативным образом сказывалось на эффективности промысла.
Теперь дополнениями статьи 9 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривается дополнительная возможность для российских судов рыбопромыслового флота, осуществляющих промысел в обозначенных зонах и прошедших пограничный контроль. В частности, в случаях, когда неблагоприятные гидрометеорологические условия не позволяют осуществлять перегрузку уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции в исключительной экономической зоне, рыбаки смогут осуществлять такую перегрузку в районах укрытия во внутренних морских водах и в территориальном море России без прохождения пограничного и иных видов контроля.
Законом также предусматривается, что порядок получения разрешения на пересечение границы для перегрузки уловов во внутренних морских водах и в территориальном море нашей страны, перечень и границы районов перегрузки устанавливается Правительством России.
По информации Пограничной службы ФСБ России, разрабатывающийся в развитие норм Федерального закона порядок получения разрешения на пересечение границы для перегрузки уловов будет носить уведомительный характер. Так, рыбаки за несколько часов до предполагаемой перегрузки должны любыми средствами связи уведомить пограничную службу о своих предстоящих действиях, и в каком из установленных районов эти действия будут осуществляться.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». На рассмотрение палаты Закон представил первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Евгений Серебренников.
На 293-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Изменения, вносимые в Закон, направлены на формирование эффективного законодательного механизма защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и переданные в ходе военно-технического сотрудничества нашей страны с иностранными государствами.
В частности, Федеральным законом вносятся изменения, определяющие охрану и защиту прав России на результаты интеллектуальной деятельности в качестве одного из принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества.
При этом государственная политика в области военно-технического сотрудничества сторон обязывает принимать меры, направленные на недопущение не предусмотренного контрактами использования результатов интеллектуальной деятельности, а также соблюдение режима конфиденциальности в отношении переданной научно-технической информации.
Кроме этого, будет осуществляться государственный контроль за обеспечением охраны и защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества.
РОССИЯ И НОРВЕГИЯ ПОДЕЛИЛИ БАРЕНЦЕВО МОРЕ И СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН
30 марта 2011 года Совет Федерации одобрил на 293-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане».
Завершен продолжавшийся с 1970 года процесс делимитации всего спорного района в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане общей площадью около 175 тыс. кв. километров. Российские сенаторы ратифицировали 30 марта 2011 года на 293-м пленарном заседании российско – норвежский договор, разграничивший морские пространства между двумя странами в указанном районе мирового океана. Документ определяет условия сотрудничества Сторон в области рыболовства и освоения месторождений углеводородов.
Договор предусматривает уступку Норвегией России «Специального района» площадью около 3,4 тыс. кв. км, на который будет распространен режим исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Документ предусматривает продление на 15 лет срока действия соглашений между правительствами СССР и Норвегии о сотрудничестве в области рыболовства и от 11 апреля 1975 и о взаимных отношениях в области рыболовства от 15 октября 1976 года с возможностью их пролонгации еще на 6 лет.
Сохраняется статус и полномочия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, которой по-прежнему в соответствии с действующими Соглашениями будут согласовываться и рассматриваться общие допустимые уловы, взаимные квоты вылова и другие меры регулирования рыболовства, совершенствования мониторинга и контроля в отношении совместно управляемых запасов рыб.
Договор устанавливает также принципы сотрудничества в освоении месторождений углеводородов. Месторождения, контуры которых простираются по обе стороны линии разграничения, будут иметь статус трансграничных и эксплуатироваться как единое целое. Стороны обязуются предоставлять друг другу необходимую информацию, содержащую географические, геофизические и геологические характеристики трансграничного месторождения.
В тоже время Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике сочла необходимым отметить в заключении по закону, что в общественно-политических кругах и рыболовном сообществе северо-западных регионов России есть опасения, что Договор размывает международно-правовой статус Шпицбергена, закрепленный в Договоре о Шпицбергене 1920 года, что может привести к фактическому дезавуированию позиции Российской Федерации о непризнании установленной Норвегией в одностороннем порядке 200-мильной рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена, нанести ущерб правовому статусу Полярных владений Российской Федерации, установленному в 1926 году, и создать условия для вытеснения отечественного рыболовства из западных районов Баренцева моря и из района Шпицбергена.
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ УТОЧНЯЕТ СВОИ ПРАВОВЫЕ ОЧЕРТАНИЯ
30 марта 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «Об электронной подписи».
Федеральный закон “Об электронной подписи” регулирует правовые отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, при совершении иных юридически значимых действий. Закон представила председатель Комиссии СФ по информационной политике Людмила Нарусова.
Представленный закон, отметила Л.Нарусова, направлен на устранение концептуальных и юридико-технических недостатков действующего Федерального закона, не позволяющих широко использовать его положения.
Новый Федеральный закон устанавливает принципы использования электронных подписей, регламентирует деятельность удостоверяющего центра, определяет требования к сертификату ключа проверки электронной подписи, к квалификационному сертификату, определяет права и обязанности владельца квалификационного сертификата. Устанавливаются полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи.
Теперь появятся простая электронная подпись и усиленная электронная подпись; усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная электронная подпись. Документ определяет условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, а действующий закон №1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи” утрачивает силу с 1 июля 2012 года.
В обсуждении закона приняли участие члены Совета Федерации Руслан Гаттаров и Юрий Росляк. Сенаторы задали ряд вопросов, связанных практическими нюансами, возникающими при реализации закона об электронной цифровой подписи. Член СФ Юрий Росляк предложил коллегам внести в порядке законодательной инициативы еще одну поправку – об однократной регистрации электронной подписи физическим и юридическим лицом.
После одобрения вышеизложенного закона на 293-м заседании был одобрен и Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электронной подписи”.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ВЫБОРАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации был одобрен ФЗ «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О политических партиях».
Федеральным законом «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О политических партиях» предоставляются дополнительные гарантии участия политических партий в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пояснил докладчик – председатель Комиссии Совета Федерации по развитию институтов гражданского общества Борис Шпигель.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, возникающих при выдвижении кандидатов на выборные должности на региональных и местных выборах в случаях, когда на территории отсутствует соответствующая партийная структура.
Закон наделяет коллегиальные постоянно действующие руководящие органы федерального и регионального уровней правом принимать решения о выдвижении кандидатов (и списков кандидатов) на выборные должности на региональных и местных выборах в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие структурные подразделения политической партии.
Закон одобрен большинством голосов.
ЗАКОН ЗАЩИТИТ ПРАВА ГРАЖДАН, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПОДАНО ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ИХ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»
Федеральным законом вносятся изменения в нормы Гражданского процессуального кодекса РФ, регулирующие порядок рассмотрения в суде дел о признании гражданина недееспособным.
Федеральным законом устанавливается, что гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание. Гражданину должна быть предоставлена возможность изложить суду свою позицию (лично или через выбранных им самим представителей).
При этом, в здание суда гражданин вызывается в том случае, если его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни или здоровья окружающих. В случае, если личное участие гражданина в проводимом в помещении суда заседании невозможно, данное дело рассматривается судом по месту нахождения гражданина с его личным участием, в том числе в помещении психиатрического стационара или психоневрологического учреждения.
Также Федеральный закон наделяет гражданина, признанного недееспособным, правом обжаловать соответствующее решение.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в нормы Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», регулирующие получение согласия на лечения лиц, признанных недееспособным, отказ указанных лиц от лечения, их психиатрическое освидетельствование, основания для их госпитализации в психиатрический стационар, основания и порядок помещения в психоневрологические учреждения для социального обеспечения, перевод и выписку.
Таким образом, принятие Федерального закона позволит создать дополнительные гарантии защиты прав и интересов граждан, в отношении которых подано заявление о признании их недееспособными.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАСПОРТА РОССИИ
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». На рассмотрение палаты Закон представил председатель Комиссии СФ по национальной морской политике Вячеслав Попов.
На 293-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на совершенствование механизма регулирования правонарушений в сфере тарифообразования на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах.
Документ приводит статьи 6 и 58 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в соответствие с положениями Федерального закона «О естественных монополиях».
Кроме того, вносится изменение в статью 41 Кодекса в части урегулирования вопросов в сфере государственного управления лоцмановского обслуживания судов на внутренних водных путях, статья 3 Кодекса дополняется понятием «инфраструктура внутренних водных путей».
* * *
30 марта 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Документ представил на пленарном заседании палаты председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.
Закон “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” направлен на регулирование правоотношений в сфере предупреждения рецидивной преступности путем установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Согласно одобренному Федеральному закону административный надзор осуществляется органами внутренних дел. Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, имеющего непогашенную (либо неснятую) судимость за совершение ряда перечисленных в этом законе преступлений. В их числе тяжкие или особо тяжкие преступления и др..
Для поднадзорных лиц предусмотрены административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах, выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации и др.
Федеральным законом устанавливаются сроки административного надзора в зависимости от категории лиц, в отношении которых надзор устанавливается, а также случаи приостановления течения срока. При определенных условиях на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя суд вправе частично отменить административные ограничения или дополнить их. При этом в отношении лица, которое отбывало наказание за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, такой надзор не может быть прекращен досрочно.
Законом определены полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора. В том числе им предоставляется право входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства поднадзорного лица, а также давать разрешение такому лицу на пребывание вне жилого помещения в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами.
Федеральный закон одобрен большинством голосов и вступает в силу с 1 июля 2011 года.
Далее на заседании Совет Федерации одобрил закон, вносящий изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием вышеизложенного закона “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”.
НАЗВАНЫ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ПОСЕЩАТЬ СИЗО И ГАУПТВАХТЫ БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ
30 марта 2011 года Советом Федерации на 293-м заседании одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Закон устанавливает перечень лиц, имеющих право без специального разрешения посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы органов внутренних дел и пограничных органов ФСБ, а также гауптвахты.
Докладчик, представивший закон, – председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков, подчеркнул актуальность и значение данного закона для осуществления контроля уполномоченными лицами за качеством работы учреждений принудительного содержания.
Право посещать вышеперечисленные учреждения предоставляется: Президенту РФ; Председателю Правительства РФ; Уполномоченному по правам человека в РФ; представителям международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации; высшим должностным лицам субъектов РФ, депутатам и членам Совета Федерации; уполномоченным по правам человека в регионах; Генеральному прокурору РФ и уполномоченным им прокурорам; членам общественных наблюдательных комиссий.
Порядок посещения мест принудительного содержания обвиняемых будет дополнительно регламентироваться инструкциями УИК, пояснил Анатолий Лысков, отвечая на соответствующий вопрос сенатора Людмилы Нарусовой.
Закон одобрен большинством голосов.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О НЕДРАХ
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 191 Закона Российской Федерации «О недрах». На рассмотрение палаты Закон представил председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов.
На 293-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 191 Закона Российской Федерации «О недрах».
В действующей редакции Закона установлено, что недропользователь на участке недр, предоставленном ему в пользование для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, имеет право добывать общераспространенные полезные ископаемые или подземные воды для собственных нужд.
Однако, по мнению законодателей, эта правовая норма содержит некоторую неопределенность, поскольку на практике позволяет трактовать ее, как обязательность дополнительного получения отдельной лицензии на эти виды добычи и проведения отдельного аукциона для ее получения.
Закон вносит необходимые уточнения в статью 191, согласно которым в этих случаях отдельные участки недр в виде горного отвода не предоставляются, и право добычи общераспространенных полезных ископаемых или подземных вод возникает в силу закона по основной лицензии, и такая добыча может производиться на основании утвержденного технического проекта. Как считают законодатели, введение предлагаемых правовых норм существенно сократит и без того громоздкую бюрократическую процедуру предоставления права пользования недрами в данном случае.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ДОРОЖНЫЙ ФОНД ЗАРАБОТАЕТ УЖЕ В ЭТОМ ГОДУ
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин, представляя Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» напомнил о законодательной деятельности верхней палаты парламента по разработке правовых оснований для создания в стране дорожных фондов. Сенаторами в свое время был направлен в нижнюю палату законопроект, положения которого во многом учитывает и подготовленный Правительством РФ документ, одобренный в итоге Государственной Думой. Он был разработан по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева, предложившего еще в 2009 году воссоздать эту форму целевого расходования бюджетных средств.
Средства дорожного фонда в соответствии с названным законом будут расходоваться на обслуживание дорог, включая проектирование, строительство и капитальный ремонт автомобильных трасс. Федеральный дорожный фонд начнет работать уже в этом году. Он будет состоять из двух частей – базового объема бюджетных ассигнований, которые запланированы на 2011 год запланированы в размере 254,1 млрд руб, а также прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов за счет повышения акцизов на нефтепродукты и использования инфраструктуры автодорог федерального значения. Как отметил докладчик, предусматривается также обязательное создание с 1 января 2012 года дорожных фондов субъектов РФ. По решению представительных органов муниципальных образований могут быть образованы и муниципальные дорожные фонды.
В Бюджетном кодексе РФ с 1 января 2014 года закрепляются нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла для производимых в России дизельных и карбюраторных двигателей. В федеральный бюджет будет поступать 28 процентов доходов, в бюджеты регионов – 72 процента.
Изменения вносятся и в закон об автодорогах. С 1 января 2012 вводится новый вида платежа – платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн: эти сборы зачисляются целиком в федеральный бюджет. Оговорены размеры штрафов за уклонение от платы – от 5 до 450 тысяч рублей, в случае повторного нарушения штраф для юридических лиц может составить 1 миллион рублей.
Совет Федерации проголосовал за одобрение закона.
ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕВРЕМЕННУЮ И КАЧЕСТВЕННУЮ ПОДГОТОВКУ САММИТА АТЭС ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
30 марта 2011 года Совет Федерации на своем 293-м заседании одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев, Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволит обеспечить своевременную и качественную подготовку проведения саммита АТЭС 2012 года.
Новые нормы, которые вводит документ, нацелены на создание правовой основы для развития города как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В частности, полномочия по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, необходимых для организации саммита, передаются органам исполнительной власти Приморского края и подведомственным им учреждениям. По словам В. Гусева, в Комитете СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности считают, что это позволит сократить сроки утверждения проектной документации объектов саммита.
Также в законе уточняются конкретные мероприятия по капитальному ремонту, реконструкции, реставрации, которые должна выполнить администрация Владивостокского городского округа по подготовке саммита. Уточняется порядок размещения государственного или муниципального заказа. До 1 января 2012 года государственные или муниципальные заказчики вправе разместить путем проведения запроса котировок независимо от цены государственного или муниципального контракта заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с федеральной целевой программой организации проведения саммита к объектам федерального значения, объектам краевого значения или объектам муниципального значения.
Определены также особенности размещения наружной рекламы во Владивостоке в период организации и проведения саммита.
Изменения, которые вносятся в Земельный кодекс РФ, предусматривают возможность заключения соглашения собственника земельного участка с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о передаче в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов. Такое соглашение должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.
Совет Федерации одобрил закон.
ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ В ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации были одобрены изменения в статьи 85-1 и 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Как сообщил председатель Комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников, Федеральный закон «О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса Российской Федерации», в основном, носит технический характер. Он касается порядка передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы.
Второй рассмотренный на заседании закон – «О внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации» – направлен на организационно-правовое совершенствование отношений в сфере установления правовых основ государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства России и устранение неоднозначных подходов при применении норм воздушного права и законодательства РФ о естественных монополиях.
Устанавливается порядок государственного регулирования названных сборов и определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в вопросах оказания услуг в области гражданской авиации.
Совет Федерации одобрил указанные законы.
ЗА ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ВОЙСК ПРИ ВЫПОЛЕНИИ ИМИ СВОИХ ЗАДАЧ ПЛАТУ БРАТЬ НЕ БУДУТ
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об обеспечении и аэронавигационном обслуживании полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Евгений Серебренников, представляя Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сообщил следующее.
Целью данного закона является освобождение воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов и обеспечение их полетов на аэродромах нашей страны. Этот обеспечит реализацию единого подхода как в отношении федеральных органов исполнительной власти, уже освобожденных от оплаты оказанных услуг, так и в отношении Вооруженных Сил и внутренних войск МВД РФ при выполнении ими своих задач. Докладчик пояснил, что речь не идет о случаях использования данной авиации в коммерческих целях.
Поскольку задачи обороны и безопасности относятся к высшим приоритетам государственной деятельности и связаны с оперативностью и масштабом их выполнения, законопроект предусматривает бюджетные ассигнования Министерству транспорта на компенсацию расходов организаций и предприятий за предоставлении указанных услуг. В законодательство вносятся соответствующие изменения.
Совет Федерации единогласно одобрил Федеральный закон.
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ОБРЕТАЕТ ФОРМЫ
30 марта 2011 года Совет Федерации одобрил на 293-м пленарном заседании Федеральные законы «О ратификации Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», «О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств — членов таможенного союза» и «О ратификации Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза».
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, а также порядок совершения таможенных операций определяет Соглашение, ратифицированное 30 марта 2011 года Советом Федерации на 293-м пленарном заседании.
Оно определяет критерии отнесения товаров к вещам для личного пользования, а также стоимостные, количественные и весовые нормы, освобождающие граждан от уплаты таможенных платежей. Соглашением предусматриваются случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров.
Документ предусматривает, что беспошлинно физические лица могут ввести товары для личного пользования на сумму 1500 евро, весом до 50 кг. Устанавливаются единые ставки таможенных пошлин и налогов в случае превышения указанных норм. Определен также перечень товаров, ввоз которых в качестве товаров для личного пользования запрещен. К ним относятся природные алмазы, медицинская техника, тракторы и т.д. Однако ввоз их допускается при представлении необходимых разрешительных документов,
Обсуждение данного закона выявило определенные недостатки документа, которые, по мнению сенаторов, будут устранены в процессе его практической реализации.
* * *
Особенности привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств Сторон, определяет Договор, ратифицированный в тот же день российскими сенаторами.
Основной принцип возбуждения дел об административных правонарушениях – по месту их выявления – , определенный документом, упростит процедуру привлечения виновных к ответственности и создаст правовые основы для исполнения решений принятых уполномоченным органом одного государства-члена Таможенного союза, на территории другого члена этой международной организации.
По линии уголовного производства Договором установлен основной принцип возбуждения уголовных дел – по месту совершения преступления.
Договор предусматривает возможность возвращения контрабандных товаров, представляющих для одного из государств-членов Таможенного союза важное государственное значение. К ним относятся, в том числе, культурные ценности и вооружение.
В Белоруссии Договор внесен на ратификацию в Национальное собрание, а в Казахстане проводятся внутригосударственные процедуры.
* * *
Иностранные транспортные средства, освобожденные от таможенных пошлин и налогов, временно находящиеся на территории Таможенного союза могут теперь использоваться не только для международных, но и для внутренних перевозок. Это предусматривает Соглашение, ратифицированное 30 марта 2011 года Советом Федерации на 293-м пленарном заседании.
Одновременно документ вводит жесткие ограничения на их применение. Данный транспорт может использоваться только после завершения международной перевозки. Внутренняя перевозка осуществляется при следовании транспортного средства под загрузку для последующего вывоза товаров за пределы Таможенного союза. Кроме того, пребывание иностранного транспорта на территории государств союза допускается на срок не более, чем 90 дней. При этом запрещается использование таких иностранных транспортных средств во внутренних перевозках по территории таможенного союза как прицепов, полуприцепов, контейнеров (за исключением железнодорожных), воздушных, морских и речных судов.
Данное Соглашения – одна из мер поддержки перевозчиков государств, входящих в Таможенный союз.
ГЕОЛОГАМ РАЗРЕШЕНО ОХРАНЯТЬ СЕБЯ И СВОЕ ИМУЩЕСТВО НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ И В ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНАХ
30 марта 2011 года на 293-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 12 Федерального закона «Об оружии». На рассмотрение палаты Закон представил председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев.
На 293-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 12 Федерального закона «Об оружии».
Цель одобренного Федерального закона – обеспечение условий безопасной деятельности организаций, проводящих полевые работы по геологическому изучению недр в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных малонаселенных и труднодоступных районах.
Для этого Законом предоставляется право указанным организациям в установленном порядке приобретать, хранить и использовать служебное оружие и в качестве служебного оружия охотничье огнестрельное оружие.
Так, изменениями предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанное с пользованием недрами, и сохранность всех видов документации, полученной в процессе пользования недрами.
СОЗДАНА ЕДИНАЯ СИСТЕМА ВОЕННОЙ СВЯЗИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ
30 марта 2011 года Совет Федерации одобрил на 293-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании и функционировании объединенной системы связи региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации».
На создание нормативно-правовой основы для согласованных действий России и Белоруссии при управлении совместной региональной группировкой войск, а также на формирование единой системы взглядов и подходов по осуществлению согласованного планирования военной связи направлено двустороннее Соглашение, ратифицированное 30 марта 2011 года Советом Федерации на 293-м пленарном заседании.
В соответствии с документом предполагается создать объединенную систему связи региональной группировки войск России и Белоруссии, предназначенной для обмена всеми видами информации при управлении этой группировкой, а также порядок использования ресурсов сетей связи общего пользования РФ и ресурсов государственной связи РБ, в интересах обороны и безопасности обоих государств.
Соглашение содержит положения по обеспечению защиты сведений о создании и функционировании объединенной системы связи, составляющих государственную тайну.
Документ, по мнению сенаторов, будет способствовать интеграции существующих систем связи вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь, развернутых в интересах региональной группировки войск, совместному определению направлений их дальнейшего развития, что в полной мере отвечает нашим интересам.
УПРАЗДНЕНЫ НЕКОТОРЫЕ СУДЫ ЮГРЫ
30 марта 2011 года Совет Федерации одобрил на 293-м пленарном заседании Федеральный закон «Об упразднении некоторых городских судов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Выполнить требования Уголовно-процессуального кодекса и обеспечить конституционное право граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом позволит Федеральный закон, одобренный 30 марта 2011 года Советом Федерации на 293-м пленарном заседании.
Федеральным законом упраздняются Нефтеюганский и Покачевский городские суды, передав относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию соответственно Нефтеюганского и Нижневартовского районных судов.
Закон направлен на дальнейшее совершенствование и повышение эффективности деятельности судебной системы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Принятие рассматриваемого Федерального закона позволит более равномерно распределить нагрузку по рассмотрению дел на федеральных судей в автономном округе.
* * *
СЕРГЕЙ МИРОНОВ: ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПРИВЕСТИ К УВЕЛИЧЕНИЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИИ
30 марта 2011 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов прокомментировал одобренный на пленарном заседании палаты федеральный закон, дающий правовые основе для создания дорожных фондов.
На 293-м заседании Совета Федерации был одобрен ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ”, который давно уже ждали в регионах России. Закон устанавливает правовые основы создания дорожных фондов. Согласно закону, Федеральный дорожный фонд формируется в составе федерального бюджета из двух частей: базового объема бюджетных ассигнований на 2011 год – 254,1 млрд. руб. и прогнозируемого объема, включающего доходы от акцизов на нефтепродукты и от использования инфраструктуры автомобильных дорог федерального значения. Нормативы распределения доходов от акцизов таковы: в федеральный бюджет – 28%, в бюджеты субъектов РФ – 72%.
На брифинге для СМИ Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул правильность и необходимость восстановления деятельности дорожных фондов в России.
«Идея принятия закона очень правильная. Мы прекрасно понимаем, что если у нас не будет дорожных фондов, то дороги всегда будут у нас одной из основных и извечных бед. Поэтому Совет Федерации, как палата регионов, всегда выступал за создание дорожных фондов – не только федерального, но и региональных. И мы идем по этому пути.
И вот наконец принимается решение о создании региональных дорожных фондов. Но при этом один из главных источников их наполнения – не только повышение акцизов, но и повышение транспортного налога. В итоге мы решаем одну проблему, и тут же порождаем другую. Образно говоря, «нос вытащили – хвост увяз». Ведь этим решением (повышением транспортного налога) мы бьем по карману налогоплательщика, что не радует.
Не радуют и возможности региональных бюджетов. Идея была, конечно, наша, но теперь у нас же возникает вопрос – как отразится принятие закона на гражданах, на бизнесе в регионах. Не повлечет ли это увеличение налогового бремени?
Поэтому идеология закона абсолютно правильная, но вопросы к нему остаются. Поэтому мы приняли протокольное поручение – будем мониторить ситуацию, и будем добиваться либо дополнительных субвенций из федерального центра, либо решений по сохранению неизменным размера транспортного налога, чтобы это не отразилось на гражданах нашей страны», – резюмировал Сергей Миронов.