5 июля 2023
Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов провел совещание в режиме видеоконференции со специалистами Независимого топливного союза, посвященное ценообразованию на нефтепродукты.
Поводом для онлайн-встречи стал резкий рост цен на горюче-смазочные материалы и бензин, который наблюдается с апреля 2023 года.
“С моей точки зрения, Федеральная антимонопольная служба спит и делает вид, что так оно и должно быть. То, что наше Правительство делает с помощью демпфера, – это абсолютно ненужные игры. А предложение принять волевое решение и снизить акциз, которое точно повлияет на цену ГСМ, – дельное и нужное”, – заявил Сергей Миронов.
Эксперты топливного рынка разделяют позицию парламентария. По мнению руководителя аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, демпфер дает крупным нефтяным компаниям возможность для манипуляций.
“Когда цены были минимальные, демпфер для нефтяных компаний был отрицательный, то есть они наоборот платили в бюджет. Соответственно на пике наших оптовых цен демпферные выплаты были максимальными. Получается, что демпфер – это субсидия на прибыль и налог на убыток. Какого-то внятного влияния на оптовую цену мы не прослеживаем. Единственное, что мы видим: демпфер – это подачка крупным нефтяным компаниям со стороны Правительства, которая дает им возможность не повышать розничные цены, но, в свою очередь, это дискриминация независимых АЗС, потому что они эти выплаты не получают. В 2022 году демпферные выплаты доходили до двух триллионов рублей – это колоссальные средства для бюджета в условиях военных действий”, – считает он.
Ключевыми проблемами российского топливного рынка на сегодняшний день эксперты называют акцизную политику и механизмы распределения топлива. Для изменения ситуации в сфере ценообразования на нефтепродукты они предлагают сделать три важных шага: отменить демпфер, снизить ставку акциза, существенно увеличить нормативы реализации топлива через биржу, сделав так, чтобы они были привязаны к сезонным пикам спроса.
“Если посмотреть на структуру поставок, 90% произведенного продукта поставляется на внутренний рынок. Это достаточный объем для того, чтобы удовлетворить весь спрос, который на сегодняшний день у нас есть. Ключевая проблема заключается в том, как устроена динамика распределения продукта. Его основная масса распределяется либо на собственные сети автозаправок, либо на мелкооптовые подразделения самих нефтяных компаний. При этом цены, которые мы видим через мелкооптовые подразделения, целиком и полностью зависят от биржи, а на биржу у нас распределяется очень ограниченное количество продукта, и манипулировать в этих условиях легко как оптовой ценой, так и демпфером”, – пояснил Григорий Баженов.
Специалисты Независимого топливного союза отметили, что решения, которые предстоит принять для стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке, должны быть в интересах граждан России, бюджета РФ и бизнеса в лице нефтяных компаний.