9 июня 2020
Сергей Миронов провёл онлайн-встречу с представителями театрального сообщества – писателем, председателем Национальной Ассоциации драматургов Юрием Поляковым, председателем Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидией Фоминой, заслуженными артистами Ириной Климовой и Иваном Рыжиковым, актёром Андреем Рогожиным, актрисой и профсоюзным деятелем Еленой Бурхановой и режиссёром-постановщиком и общественным деятелем Анатолием Байраком.
“Театр люблю и до пандемии всегда ходил и буду ходить, – сказал председатель Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. – Хочу вас услышать как законодатель, как депутат Госдумы и в случае необходимости буду писать запросы, выходить с инициативами”.
По словам Сергея Миронова, он хотел бы узнать, как театр перенёс карантин, не нужна ли какая-либо помощь и что происходит с отечественным театром в целом.
Лидия Фомина сообщила, что случаи заболевания были в Театре им. Моссовета, в Театре “Сопричастность”. “Для артистов это было очень тяжёлое время, они же без работы жить не могут, они должны быть на сцене”, – рассказала она. Вопрос о выплате средней заработной платы стоял очень остро в некоторых театрах, например, в Театре им. Ермоловой.
Юрий Поляков обратил внимание на то, что сейчас по телевидению стали опять показывать старые спектакли, чего давно не было. “Это говорит о том, что российской драмы, которая рассказывает о том, что произошло с нами за последние 30 лет, практически нет”, – сказал он. Другой проблемой он видит то, что при попустительстве Минкульта новые режиссёры, приходящие в театры, меняют репертуар, наработанный годами таким образом, что взыскательному зрителю становится нечего там смотреть.
По словам Ирины Климовой, в Театре им. Моссовета удалось избежать большого сокращения зарплаты актёрам, но что будет дальше – не ясно, так как спектакли не играются, а когда возобновятся, понятно, что прежних доходов не будет. “Необходимо сохранить доходы наших сотрудников до конца года”, – отметила она, подчеркнув, что подобной ситуации у театра не было никогда, даже в годы Великой Отечественной войны.
Елена Бурханова на примере Театра им. Ермоловой показала, что совмещение должностей художественного руководителя и директора несёт определенные проблемы, в том числе, юридические и морально-нравственные. Кроме того, она отметила неблагоприятную тенденцию по превращению репертуарных театров в антрепризные.
Андрей Рогожин согласился с предыдущими выступающими, в частности, с тем, что сейчас происходит разрушение русского репертуарного театра, в том числе и Театра на Малой Бронной. С приходом нового руководителя, по словам Андрея Рогожина, с марта десять актёров вынудили написать заявления об уходе с мотивацией “я не вижу вас в моём театре”. Сейчас, в условиях карантина, эти люди выброшены за борт, они не получают ни копейки. Сотрудники цехов театра, продолжил он, также остались без средств к существованию, так как во время карантина были уволены. Андрей Рогожин полагает, что сотрудников театра мог бы защитить коллективный трудовой договор, но рычагов воздействия на администрацию театра, чтобы его подписать, у артистов нет.
Иван Рыжиков также поддержал сказанное коллегами. “Беда у всех одна, такой беспредел и в остальных театрах, – констатировал он. – Меня перевели во второй состав без моего ведома и сократили зарплату на треть”. По его мнению, ситуация с “директорскими” театрами – это катастрофа. “Нам досталось богатое наследие репертуарного театра, которого нет нигде в мире”, – сказал Иван Рыжиков, добавив, что при сложившейся в последнее время системе назначения руководства театров эта традиция может быть разрушена.
Восемь лет назад Театр им. Гоголя по решению Департамента культуры был разрушен как стационарный репертуарный театр, напомнил Анатолий Бейрак. Это, по его мнению, положило начало процессу, который сейчас распространился на театр в целом. “Сейчас театральное пространство в нашей стране разрушено, а государство только говорит, что оно занимается театром, на самом деле, театры брошены на выживание”, – резюмировал Анатолий Бейрак.
Завершая встречу, Людмила Фомина поблагодарила коллег за смелые попытки защитить театр, не боясь последствий. По её мнению, у тех, кто искренне болеет за отечественную культуру, нет площадки для заявления своих требований. “Я считаю, что нам срочно нужно начать думать о платформе, где мы сможем собрать здоровые силы, иначе мы потеряем и культуру, и театр”, – сказала она.