18 августа 2021
На улице Семашко, 19, в Нижнем Новгороде Максим Горький дописывал пьесу, в которой есть один острый диалог. Первая реплика: “Образование – чепуха, главное – талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…” В противовес этому мнению – вторая реплика: “Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант”. Третья реплика вызывает ещё больше горечи, чем две первые: “А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести…” Три реплики, как три ступени, ведущие на дно.
Произведение Горького так и называется – “На дне”. Эти реплики принадлежат трем героям пьесы: Актёру, Сатину и Клещу. Вот и сейчас с экранов телевидения, в популярных блогах интернета насаждаются провокационные мысли о том, что можно и без образования стать популярным актёром, например, за деньги купить любое место в жизни, и без совести получить от этой жизни всё. Горький показал, как отвечает жизнь на подобные реплики: Актёр “удавился”, Сатин сам себя назвал “мёртвым человеком”, Клещ потерял даже то немногое, что имел. Мы не хотим, чтобы такая судьба ожидала наших детей – молодое поколение России.
Между тем, современное состояние российской системы образования вызывает обоснованную тревогу: образование на государственном уровне рассматривается как услуга, из системы образования исключены воспитательные функции, произошло присоединение к Болонскому процессу и введено ЕГЭ, насаждается дистанционное обучение, возросло количество платных услуг.
За время оптимизации в России наполовину сократилось число сельских школ (на 20 с лишним тысяч) и на треть – городских (на 5-6 тысяч). Понятия “пойти в школу” больше не существует для миллионов российских детей. До детсада и школы ещё нужно доехать! Школы и детсады сливают и укрупняют до образовательных холдингов. Бюрократия в сфере образования доведена до абсурда. Она отнимает время у педагогов, унижает их человеческое, профессиональное достоинство и уничтожает творчество учителя.
В документах Минпросвещения, в том числе стратегических планах до 2030 года, – идеи, популярные у мировой либеральной элиты: искусственный интеллект, геймификация, виртуальная среда. На Западе эти идеи не касаются элитного образования, которое получают дети богатых людей. Эти идеи – только для массового потребителя. Так легче манипулировать “массами”.
Известно, что система дистанционного образования была разработана задолго до пандемии, в частности, в Форсайт-проекте “Образование-2030”, представленном ещё в 2010 году. Согласно этому проекту в период 2022-2030 годов планируется ликвидация традиционных образовательных систем и массовый переход на использование цифровых учебно-методических комплексов.
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ убеждена, что образование – это не образовательная услуга, а ученики – это не потребители контента на IТ-рынке образования. Интересы IТ-компаний, производящих образовательный контент, не должны быть поставлены выше вопросов педагогики, развития ребёнка, его здоровья и возрастной психологии.
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ выступает за суверенитет нашей системы образования, против бездумного копирования принципов Болонской системы.
Мы требуем:
– отмены ЕГЭ;
– сокращения (а затем упразднения) доли платного образования на всех уровнях;
– недопущения перевода магистратуры на платную форму обучения;
– гарантированного обеспечения бесплатными местами в детских садах и школах в шаговой доступности, ликвидации второй смены в школе;
– обеспечения доступности для семьи с любым доходом учреждений детского дополнительного образования (музыкальных, танцевальных и художественных школ) и спортивных школ;
– приравнять педагогов по объёму социальных гарантий к статусу государственных служащих;
– поднять размер стипендий до уровня социального стандарта потребления;
– отказа от дистанционного обучения, отказа от использования методик, не прошедших психолого-педагогическую экспертизу.
В пьесе Горького была ещё одна реплика: “Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…” Хочется сказать: образование в России должно быть таким, чтобы страну можно было уважать. Да, в пьесе “На дне” нет ни одного абсолютно положительного персонажа. Но гений нижегородца Максима Горького – великого русского писателя – проявился в том, что в пьесе люди говорили зло, а стремились к добру. Актёр не смог перенести несправедливость жизни. Сатин вступился за товарища, а всеми ненавидимый Клещ отдал последнее – свои рабочие инструменты, чтобы по-человечески похоронить близкого человека.
Наш народ, в котором есть и талант, и чувство справедливости, и любовь к людям, не должен десятилетиями жить “на дне”, он достоин лучшего образования и лучшего воспитания поколений.
Уровень образования нации – это вопрос национальной безопасности и будущего России. И сегодня мы вместе должны за него бороться и победить.