2 декабря 2020
Пользуясь ажиотажным спросом на автомобили из-за девальвации рубля, банки и автосалоны навязывают россиянам невыгодные кредиты; государство должно ограничить такую практику и гарантировать людям возможность брать займы на справедливых и прозрачных условиях, заявил Сергей Миронов.
Ранее в бюро кредитных историй “Эквифакс” и Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств сообщили, что объём просроченных автокредитов за октябрь 2020 года по сравнению с сентябрём вырос на 10% до 638 миллионов рублей, что является максимумом за последние полгода. Основными причинами роста неплатежей представители этих организаций называют ухудшение материального положения граждан, неумение правильно рассчитать бюджет, поспешное решение взять кредит с высоким средним платежом (10-25 тысяч рублей) и минимальным первоначальном взносом.
“Нельзя не согласиться с главной и очевидной причиной возникновения просрочки – падение доходов граждан из-за кризиса. Однако дальше авторы исследования упускают из вида другие важные обстоятельства. Люди бросились покупать автомобили не от избытка средств, а в попытке спасти свои небольшие сбережения, которые стремительно обесцениваются из-за девальвации рубля. Именно эта девальвация в значительной степени является причиной серьезного подорожания автомобилей в этом году – уже примерно на 10%, что выше инфляции. Несмотря на все победные реляции правительства о локализации производства в России большинство запчастей мы по-прежнему покупаем за границей за “твёрдую” валюту”, – отметил председатель Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Другой важной причиной просрочки Сергей Миронов назвал “грабительскую политику” банков и автодилеров, которые навязывают ненужные покупателям услуги и тем самым повышают их долговую нагрузку. По его словам, в социальных сетях полно примеров того, на какие уловки совместно идут банки и автосалоны, чтобы “содрать с клиента побольше денег”. Причём они с легкостью обходят ограничения, которые для них устанавливает правительство и Центробанк.
“Начнём с того, что покупателей часто вынуждают брать автокредит – без него автосалоны просто взвинчивают цены в период ажиотажного спроса. Затем человеку навязывают “страхование жизни”, без которого процентная ставка по кредиту будет гораздо выше. Нетрудно догадаться, что условия такого страхования существенно хуже, чем, если бы клиент оформлял его в сторонней страховой компании. Все эти суммы “зашиваются” в тело кредита, чтобы выплаты по процентам были больше, а сделка дополняется различными ограничениями по досрочному погашению. И это не говоря уже об общей практике “аннуитетных платежей”, когда сначала человек в основном выплачивает проценты, а лишь потом основной долг. Тем самым людей затягивают в непосильную долговую кабалу – вот вам и причина просрочек”, – объяснил он.
“Призываю Центробанк проанализировать сложившуюся практику на рынке потребительского кредитования и “дать по рукам” тем “напёрсточникам”, которые наживаются на тяжёлой жизненной ситуации наших людей. Никаких навязываний “дополнительных услуг”, ограничений по погашению кредитов и аннуитетных платежей! Проценты по кредиту должны быть равномерно распределены на весь срок кредитования и выплачиваться только за фактический период использования кредита с точностью до дней, а не месяцев, как сейчас. Со своей стороны наша фракция в Государственной Думе изучит, какие еще можно внести изменения в банковское и налоговое законодательство, чтобы защитить граждан”, – добавил Сергей Миронов.