Долевое строительство должно уступить место стройсберкассам

11 августа 2015

Стоило вице-премьеру Игорю Шувалову недавно обмолвиться о неких изменениях в системе долевого строительства, как участники рынка тут же подняли крик, мол, цены на квартиры взлетят, начнутся “серые” схемы. Однако всё это не более, чем спекуляции, ведь сфера жилищного строительства и без того уже перенасыщена “серыми” схемами, злоупотреблениями и махинациями. Доказательство тому – тысячи обманутых дольщиков, фактически не имеющих гарантий защиты своих прав.

При долевом участии в строительстве граждане обеспечивают застройщикам сверхдоходы, а сами несут огромные риски. Мы давно выступаем за отмену этого механизма. Но правительство всё боится задеть частные интересы.

Заявления вице-премьера якобы об отказе от долевого строительства участники рынка, как выяснилось, трактовали неправильно. Речь идёт лишь о повышении прозрачности услуг застройщиков и подключении к процедуре банков. Они будут становиться посредниками между застройщиками и дольщиками, участвуя в трёхстороннем договоре и предоставляя гарантии строительства. Полный отказ от долевого строительства может произойти лишь с 2020-го года.

Хотя уже давно понятно, что ни долевое строительство, ни ипотека не решают жилищной проблемы в стране. Есть гораздо более эффективный механизм, обеспечивающий доступность жилья. И мы его давно предлагаем – строительно-сберегательные кассы.

Строительно-сберегательная касса – это по сути банк со специализацией на жилищных ссудах. ССК заключает с заёмщиком договор накопления сбережений с фиксированными взносами. Накопив 30% стоимости жилья, вкладчик получает займ на оставшуюся часть. Ссуда дается на 7-15 лет под процент не более 3%. Механизм эффективно используется, например, в Германии, где 45% жилья приобретается именно через стройсберкассы.

Если бы в 2007 году наш закон о стройсберкассах был принят, к 2013-му жильём были бы обеспечены около 500 тысяч семей. Мы бы не имели проблем с ипотекой, которая доступна лишь 5-7 процентам населения. Государству не пришлось бы в ручном режиме разбираться с тысячами обманутых дольщиков, которые до сих пор ждут обещанного жилья. Однако правительство продолжает приносить жилищную политику в угоду частным интересам. Все изменения в этой сфере, к сожалению, сводятся лишь к “косметическим” правкам.

Долевое строительство – уникальная российская практика, в развитых странах она не применяется. Но это не та уникальность, которой можно гордиться. Стыдиться нужно, а не гордиться! И давно уже пора правительству проявить волю и исключить долевое строительство из нашей жизни в пользу более эффективных мер решения жилищной проблемы.

Сергей Миронов