Дистанционное образование подрывает суверенитет России

10 декабря 2020

Сергей Миронов выступил на круглом столе “Дистанционное образование: за и против”, состоявшемся 10 декабря в Государственной Думе ФС РФ по инициативе фракции КПРФ:

– Уважаемый Геннадий Андреевич (Зюганов, руководитель фракции КПРФ в ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Спасибо за приглашение, я на него не мог не откликнуться, потому что в этом вопросе позиция Партии СР, которую я возглавляю, полностью совпадает с позицией организаторов, здесь мы единомышленники. Поэтому я счел обязательным прийти лично и высказать свои мнения.

Сегодня, когда мы говорим о необходимости дистанционного образования, проведение круглого стола по проблематике с очень четким вопросом за или против, считаю очень своевременным, правильным и нужным.

У Партии СР нет положительного ответа на вопрос о том, нужно ли дистанционное образование, за исключением одного аспекта – обучение детей, юношей и девушек с инвалидностью, тех, которые не могут посещать учебные заведения в силу отсутствия возможностей здоровья. Для них дистанционное образование и нужно, и нет худа без добра – им сейчас больше внимания уделяется. Больше аргументов за у нас нет, только против. Мы видим, как поднялась родительская общественность, как страдают, в прямом смысле слова, наши педагоги от этого, я уже не говорю про наших детей. Мы видим только одни отрицательные аспекты.

Первое. Абсолютное отсутствие качества образования, что отмечают все, прежде всего те, для кого это важно. Наши школьники не всегда мотивированы к получению знаний, зачастую они учатся, потому что этого требуют родители, а сами они не отдают себе отчет в том, что знания им нужны и очень в жизни пригодятся. Только высокомотивированные ученики готовы учится дистанционно и как угодно, вот они будут получать знания и учиться, будут и дистанционно сидеть и заниматься, а не валять дурака, изображая присутствие.

Родители правильно бьют тревогу, но еще большую тревогу бьют учителя, потому что видят, что качество образования резко падает. Никто меня не убедит в том, что пусть даже выдающийся профессор сможет дистанционно через экран что-либо донести, чему-нибудь научить.

Тем более, если мы говорим о воспитании. Воспитывать через монитор невозможно, только личный контакт. Передача знаний на порядок лучше, когда есть личный контакт, диалог, когда ученик с учителем – глаза в глаза.

Второе – это здоровье наших детей. Оно катастрофически падает, и речь идет не только о зрении, это и психическое здоровье, и сколиозы и т.д. Это очень тревожно.

Третья составляющая – это наши многострадальные учителя, которым достается больше всех, которые вынуждены реализовывать всякие рекомендации и методики, они бьются как рыбы об лед, видят, что результат никакой.

Тот законопроект, который общими усилиями дважды переносился из повестки дня ГД мне, как юристу, внешне кажется техническим. Коль скоро есть дистанционное образование, давайте отнесем все, что касается высшей школы к Министерству высшего образования и науки, а все, что касается средней школы – к Министерству просвещения. Но мы то понимаем, что это даже не пробный камушек, не троянский конь, а очередная попытка, камень в фундамент будущей модели образования, попытка заменить очное образование после пандемии.

Родителей учеников и педагогическую общественность никто не обманет. Говорят, у нас пандемия, мы вынуждены. А мы помним форсайт-проект об образовании, в котором еще в 2010 было четко прописано, что в 2024 году должна быть полностью цифровая образовательная среда со всеми вытекающими последствиями. Именно там написано, что учитель должен быть заменен, не нужны учебники, все в электронном виде и дистанционно.

Нас призывают к зарубежному опыту, так не надо нам этого зарубежного опыта. Здесь я вижу очень четкое противоречие.

И здесь я обращаюсь к своим единомышленникам в этом вопросе – к партии и фракции КПРФ. Давайте бить в это противоречие. Потому что, с одной стороны, вдруг вспомнили, что нужно защищать свой суверенитет, национализировать элиты, иноагенты – так чтобы на лбу у них это было написано, а в основы всего нашего государства, в образование, внедряются иные методики. Что ж вы делаете? Нужно бить туда. Уверен, в итоге мы победим.

Сейчас извиняющимся тоном говорят, вы понимаете – пандемия, временно. Но вы знаете, в нашей России ничего не было более постоянного, чем временное, и мы видим, что это как раз из этой серии. Пандемия пандемией, она пройдет, но нужно все сделать, чтобы никто и никогда даже не пытался заменить очное качественное образование, признанное, и не нами, лучшим в мире, на дистанционное.

Не могу не сказать, что всех смущает, и родителей, да и любого здравомыслящего человека смещение приоритетов. Почему-то именно школа – дистанционная, а все остальное пускай работает – рестораны, бары, физкультурные залы. Давайте все же посмотрим на приоритеты, нам что, вообще, важнее? Здесь явно приоритеты смещены, и нас это не может не беспокоить.

Когда мы говорим о том, что было заложено в форсайте “Образование” в 2010 году, видим, что там протаскивается так называемая новая педагогика, онлайн педагогика, там наставники, коучи вместо учителей. Вместо русского слова учитель – коуч, все, коучи – полный вперед, давайте оболванивать дальше!

Делается ставка на “компетентных” и “эффективных” родителей, понимающих и современных, не ретроградов, как мы с вами, а которые понимают, что школа не нужна, зачем туда водить ребенка, он дома гаджет включит, всему научится, все будет хорошо.

Внедряются новые педагогические инструменты, так называемая геймификация, школа – это игровая площадка.

Что вы детей мучаете, что вы там вдалбливаете – математика, астрономия, химия, физика, зачем?  Мы же должны готовить потребителя (цитирую одного известного деятеля). Карточка “Сбербанка” есть, умеешь ей пользоваться – все, достаточно, компетенция самая главная – “ты – потребитель”, можешь покупать, иди впахивай, зарабатывай деньги и трать. И зачем нам это нужно, не понятно.

Мы видим идеологов того, что нам навязывается, – это Высшая школа экономики, тот же “Сбербанк”, Агентство стратегических инициатив под руководством Всемирного банка. Кстати, руководство нашего Министерства просвещения абсолютно не стесняется – в рекомендациях этого года прямая ссылка на рекомендации Всемирного банка. А где, вообще, наш суверенитет, где забота о нашем будущем? Мы видим полное отсутствие этих принципов.

Кстати, объявлено, что 14 субъектов РФ будут проводить эксперименты по цифровой образовательной среде (ЦОС). И все выступают: ура, ура, как это здорово и замечательно. Но я напомню, здесь сидят противники ЕГЭ, несколько лет шел эксперимент, мы все ждали, что он завершится, подведут итоги, скажут, что все-таки это неправильно, а оказалось, что это был эксперимент по внедрению, а не по оценке. Эксперимент как понятие для чего?  Посмотреть работает – не работает, плюсы и минусы. Но нет, ЕГЭ нам просто навязали. То же самое протаскивается и с ЦОС, и мы должны своевременно бить тревогу.

Цитата из рекомендаций Всемирного банка: цифровая трансформация образования – это бесспорная мировая тенденция. А говорит нам это Министерство просвещения РФ. Господа хорошие, минуточку, вы ничего не перепутали? Либо мы за суверенитет и за свой путь развития, либо мы в мировой тенденции. Не нужно быть докой, чтобы понять, что в столбовой дороге мировой тенденции мы будем плестись в хвосте с учетом всех наших недоработок в электронике и др.

Правильно Геннадий Андреевич сказал, чьи у нас айфоны? Где отечественные? Чубайс обещал гибкий планшет, посгибать-то и я на камеру могу все что угодно, что там внутри? Поэтому, все мы проходили. Встраивание России в глобальную ЦОС – опасный и неправильный путь.

В связи с этим мы бьем тревогу, и я подчеркну, что мы в этом с партией и фракцией КПРФ – единомышленники, мы должны противостоять этому вместе.

Хочу обратить внимание на важнейший аспект – это наши учителя. Началось это, помните, с реализации майских указов Президента. Он сказал, давайте повысим зарплату учителям. Как повысили? Начали сокращать, начали увеличивать нагрузку, хочешь получать в соответствии с майским указом – на тебе часов столько, что ты разогнуться не сможешь, плюс огромное количество двойной документации – и в электронной, и в бумажной форме. Дальше прошел процесс “омоложения”, когда ввели Единые федеральные оценочные материалы. И мы видим, что не мытьем так катаньем обесценивается профессия учителя, сегодня учитель, как изгой, сегодня учитель не защищен от учеников, от агрессивных родителей. Мы это видим, и это опасная тенденция.

Возвращаясь к пандемии, из серии не было бы счастья, да несчастье помогло. Как унижали, уничижали наших медиков, как их “оптимизировали”, а сейчас оказалось, что они герои и надо на щит их поднимать. То же самое с нашими учителями. Сейчас получается, что они люди третьего сорта и вообще не нужны – все, дистант. Мы лучших профессоров наймем, все нам скажут, не нужно никакого учителя. И здесь нам предстоит очень серьезная борьба за нашего учителя и за наших учеников.

Завершая, хочу отметить, что многие губернаторы поддерживают дистанционное образование, и знаете почему? Потому что у них моментально решается проблема отсутствия кадров в школах, в том числе малокомплектных. И это очень опасный путь, все вместе мы должны противостоять.

Спасибо за организацию круглого стола!