Cостоялась пресс-конференция по проблемам российского метрополитена

18 августа 2005

18 августа. Председатеь Совета Федерации Сергей Миронов провел пресс-конференцию на тему: «Московский метрополитен: федеральный бюджет и муниципальная казна. Разграничение обязательств».





Как пояснил Председатель Совета Федерации, тема пресс-конференции обусловлена тем, что накануне к нему обратились депутаты Мосгордумы из фракции Партии Жизни Ирина Рукина и Александр Тарнавский. В своем письме они просят его содействовать в решении проблем Московского метрополитена.


Суть в том, рассказал далее Сергей Миронов, что финансирование строительства всех метрополитенов в России осуществляется по следующей схеме: 20 процентов средств выделяется из федерального бюджета, 80 должны изыскивать сами регионы. По мнению главы верхней палаты российского парламента, существовавший в девяностых годах принцип, в соответствии с которым нагрузка ложилась поровну на федеральный и региональный бюджет, был «более правильным».


Председатель Совета Федерации сообщил журналистам, что он направил письмо в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Фрадкова с просьбой изучить вопрос и возможность возвращения к этой пропорции разграничения обязательств: 50 на 50. Понятно, что даже Москве трудно изыскать 80 процентов средств на развитие подземки, а бюджет других российских регионов, где действует или сооружается метро, не в состоянии выдержать такие расходы, заметил Сергей Миронов.


Сегодня московское метро перевозит пассажиров в значительно больших количествах, чем оно рассчитано: ежедневно 9 миллионов человек. То, что люди отдают предпочтение метрополитену, можно понять. В день пресс-конференции Председатель Совета Федерации сам прибыл на работу подземкой: дорога от станции «Парк Победы» до «Чеховской» заняла 22 минуты. Наземным транспортом без спецсигналов за такое время доехать невозможно, сказал он. Но уже сейчас дефицит путей московского метрополитена составляет 100 километров. Жители «спальных» районов, московских окраин тратят много времени, чтобы добраться до ближайших станций метро.


Так что рассматриваемый вопрос имеет не только финансовый, но и социальный аспект. Речь идет о будущем не только самого метро, но и жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани и других больших городов, где уже есть, строится или проектируется метро. Начать нужно с Москвы не только потому, что здесь метрополитен испытывает самые большие нагрузки, но и потому, что регионам будет легче решать свои проблемы, ориентируясь на столицу.


Это мнение Председателя Совета Федерации разделил участвовавший в пресс-конференции начальник Московского метрополитена, председатель Совета метрополитенов Российской Федерации Дмитрий Гаев. «Сегодня метро пользуется 20 миллионов жителей России, это одна пятая часть всех избирателей, – сказал он. – Законодатели это прекрасно понимают, и поэтому инициативу московских депутатов надо поддержать. Регионы давно ставили вопрос о перераспределении пропорций финансирования, и мы рады, что Совет Федерации в лице его Председателя поддерживает эту идею».


Сергей Миронов и Дмитрий Гаев ответили также на вопросы журналистов, касающиеся эксплуатации, содержания, обеспечения безопасности метрополитена.


В Правительстве до сих пор идут дискуссии, куда вкладывать средства Стабилизационного фонда, направлять инвестиции, напомнил Председатель Совета Федерации, и поднятая сегодня тема – один из ответов. Вложение средств в такие проекты не ведет к инфляции, но существенно улучшает качество жизни людей, подчеркнул он.