За строительство "Лахта-центра" страна должна расплатиться двумя годами газификации

15 сентября 2012

В последнее время все большее внимание общественности привлекает развитие ситуации вокруг строительства “Лахта-центра” в Санкт-Петербурге. Всем памятна эпопея противостояния по поводу аналогичного газпромовского проекта “Охта-центра” с 400-метровой башней-“кукурузиной”, которая грозила изуродовать исторический ландшафт центра Питера. Самые различные общественные и политические силы, объединившись, буквально восстали против той глупейшей и опаснейшей затеи. Мы с коллегами из СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ принимали активное участие в той борьбе, и я горжусь, что нам всем вместе удалось отстоять уникальную петербургскую “небесную линию”, добившись переноса газпромовского строительства на 9 километров от центра города.


Честно говоря, была надежда, что городские власти и руководство “Газпрома” извлекут необходимые уроки из тех событий, будут действовать более мудро и взвешенно, да и сам проект станет более экономичным и разумным.


Но вот теперь выясняется: те, кто не смог реализовать свои амбиции с “Охта-центром”, продолжают гнут свое и при строительстве “Лахта-центра”. Планируемая высота небоскреба, по некоторым данным, стала расти. И городская администрация ничтоже сумняшеся дала разрешение на это, несмотря на то, что разрешенная по закону предельная высота на участке строительства не должна превышать 27 метров. Конечно, в любом случае речь уже не идет о столь катастрофическом воздействии на исторический облик города, как это было бы в случае строительства в районе Охты. Но тревожные вопросы все равно возникают. И неслучайно вновь слышатся голоса протеста, которые – не исключено – могут вновь вырасти в мощную протестную общественную кампанию. Чтобы этого не произошло, не должно быть силового продавливания амбициозного проекта непременно в том виде, какой навязывается сейчас. Срочно нужно налаживать диалог всех заинтересованных сторон, нужны серьезные исследования и широкие обсуждения всех порождающих критику градостроительных аспектов.


Впрочем, в данном случае вопросы и споры вызывает отнюдь не только то – испортит или украсит “Лахта-центр” облик Санкт-Петербурга, как повлияет на исторические панорамы и т.д. Вопросы вызывает и многое другое. В свое время говорилось, что предполагаемая стоимость 400-метровой башни “Охта-центра” могла составить 65-70 млрд. рублей. Если высота увеличится, вряд ли небоскреб обойдется дешевле, скорее – наоборот. А теперь сопоставим это с такой цифрой: в 2011 году “Газпром” направил на газификацию российских регионов 29 млрд. руб. Несложный подсчет показывает, что за амбизиозный проект страна должна расплатиться двумя с лишним годами газификации! И это при том, что на карте обеспеченности газом в России остается огромное множество белых пятен, что во многих городах и селах прихода голубого топлива ждут уже многие десятилетия. Не слишком ли дорогая цена получается?


Или возьмем такой аспект. Как известно, с 1 июля цены на газ выросли в среднем по России на 15 процентов. И это ведь стало уже привычным делом. Ежегодно газовая монополия настойчиво продавливает повышение цен на уровни, значительно превышающие уровни инфляции. Сегодня цены на газ становятся уже просто неподъемными и для промышленных потребителей, и для индивидуальных. Я получаю большое количество обращений и жалоб по этому поводу со всех концов страны. Свои тарифные аппетиты “Газпром” обосновывает необходимостью инвестиционных ресурсов. Когда речь идет об инвестициях в строительство газопроводов, в проекты газификации сел, поселков, городов, регионов, эти обоснования еще можно понять и принять. Но как на этом фоне расценивать колоссальные затраты на тот же “Лахта-центр”? Такого рода роскошество дает основание гражданам задаться вопросом: а не пора ли газовому монополисту перестать жировать за счет ежегодного повышения тарифов да всерьез заняться наконец сокращением собственных издержек?


Аргументы в пользу башни, честно говоря, не очень убеждают. Говорят, что Санкт-Петербургу нужен достойный “морской фасад”. Да кто бы спорил – конечно, нужен! Но лучший ли это вариант – увенчать морской фасад гигантской “кукурузиной”? Почему бы не рассмотреть другие варианты, в том числе значительно меньшей этажности? Слышны и такие соображения: мол, строительство “Лахта-центра” привлечет инвестиции в Санкт-Петербург. Да разве инвестиционный климат создается строительством небоскребов? Наивно и смешно.


Городские власти Санкт-Петербурга и ответственные лица в 2Газпроме” должны понять: нельзя вновь доводить ситуацию до того же накала и конфликтности, какой был в случае с “Охта-центром”. Ситуацию с “Лахта-центром” пока еще можно повернуть в нормальное, конструктивное русло, когда решающим фактором станут не чьи-то непомерные амбиции, не дурацкая мода на гигантоманию, а интересы дела, интересы города и горожан.