Вспоминая Шукшина

25 июля 2012

Очередная годовщина со дня рождения Василия Макаровича Шукшина. Не могу не вспомнить о своей первой поездке на его родину в село Сростки. Это было в 2002 году.


Для меня это место, наряду с пушкинским Михайловским и Болдиным, толстовской Ясной Поляной, есенинским Константиновым, запечатлело в сознании красоту не только природную, но и духовную. Я считаю, что понять Шукшина, прикоснуться к истокам его всевозрастающей славы и популярности, многогранной и самобытной личности можно лишь побывав в селе Сростки. Отсюда – такой терпкий и колоритный, по-алтайски ядреный язык шукшинских произведений. Отсюда – стремление познавать и воссоздавать в своем творчестве самое сердце нации, ее душу. Шукшин, как и его любимый герой Стенька Разин, вышагнул из глубин народных.


Среди больших и разных событий XX века мы стали потрясенными зрителями и читателями фильмов и книг Шукшина. Говоря словами одного из его героев, он нас “срезал”. Каждое его произведение вызывало бурю споров и критики – уж очень выбивался Шукшин из общих правил, по которым жила страна, говорил слишком правдиво, ершисто, задиристо. Герои его – спорщики, бунтари с неспокойным сердцем и болящей душой. В литературе произошло рождение нового героя, а народ признал его своим и усыновил, ибо, как сказал Шукшин: “Народ всегда знает правду… а хочешь быть мастером – макай свое перо в правду”.


Для героев Шукшина, так же, как, впрочем, и для него самого – писателя, режиссера и актера, – духовность никогда не была абстрактным понятием. Эта духовность, как особый дар в человеке – она в нем есть или нет, а иному, чему-то среднему не бывать! Потому-то его герои, оторвавшись от родных корней, теряя этот дар, обрекают себя пусть даже на сытую, но бессмысленную жизнь, то есть на бездуховное состояние. Он неустанно повторял это свое наболевшее: “Когда деревня теряет труженика, город приобретает… мещанина, существо беспрерывно, судорожными движениями сокращающееся в сторону “сладкой жизни”, или “хама”.


Не потому ли у героев Шукшина обнаруживается, как правило, надлом внутренний, духовный из-за того, что они, не обретя толком, уже потеряли свою родовую духовную защищенность, став, как сейчас принято говорить, людьми маргинальной культуры? Это состояние духа, во многом переходное, неоформившееся, переживает сегодня вся наша страна. Почти 200 лет назад молодой Пушкин гениально определил этот надлом: “Ум ищет божество, а сердце не находит”.