20 мая 2020
Особое место в структуре отечественных военно-морских сил занимает Тихоокеанский флот, праздник которого отмечают 21 мая. На него возложена миссия решать боевые задачи в самом протяжённом оперативном регионе, в Тихом и Индийском океанах. При этом, с одной стороны, флот максимально отдалён от ключевых транспортных и индустриальных центров, что не лучшим образом влияет на его боеспособность. С другой стороны – ТОФ вынужден соседствовать сразу с несколькими крупными морскими державами, прежде всего, США и Китаем.
Каков же реальный потенциал флота, какими должны быть направления его развития? К 1991 году на тихоокеанских берегах был сосредоточен второй по численности и общей боевой мощи флот. 40 надводных кораблей, 17 ракетных подводных крейсеров, порядка 40 атомных и 15 дизельных подлодок, более 30 десантных кораблей были в его составе. Причём эти цифры даны без учёта техники, которую готовили к списанию. Была и значительная авиационная группировка – более 300 самолётов и вертолётов разных типов. Кроме основных баз во Владивостоке и Вилючинске, флот имел пункты по всему тихоокеанскому побережью.
В результате распада СССР вместо обновления корабельного состава флот ждало уничтожение. Корабли, самолёты и субмарины устаревали, их списывали и сдавали в металлолом, но замены не было. Руководству флота пришлось списать даже те боевые единицы, которые были в хорошем состоянии, поскольку на их содержание не выделяли средств. Новые корабли и подлодки стали появляться в составе флота лишь спустя двадцать лет.
Приходится констатировать, что сегодня наша морская группировка в Тихом океане нуждается в значительном усилении. Основная часть атомных подлодок базируется на Камчатке и отделена от главных надводных сил, дислоцированных в Приморье. Флот лишился многих пунктов базирования и потерял возможность при необходимости осуществить скрытное рассредоточение. Поступление новых единиц техники пока не перекрывает списания, и на данном этапе флот может только поддерживать текущий уровень.
Но, как известно, любая проблема – это точка роста. С точки зрения инфраструктуры Тихоокеанский флот нуждается в восстановлении хотя бы части баз, которыми он располагал в советские годы. В таком случае был бы закрыт незащищённый участок от Камчатки до Владивостока. Сейчас там имеются только пограничники и незначительные береговые силы. Для охраны Курильской гряды и Сахалина стоит рассмотреть введение катеров и малых кораблей, которые имеют противолодочное и ракетное оружие.
Кроме того, необходимо нарастить десантные силы флота. Тут нужен и качественный переход на загоризонтную высадку десанта. На данный момент очевидно, что если перед 100-й бригадой десантных кораблей гипотетически встанет задача провести свою «фолклендскую операцию» на Южных Курилах, то наличного состава окажется совершенно недостаточно.
Уверен, что только планомерная работа позволит восстановить и развить все боевые мощности Тихоокеанского флота. Без весомого «бронепоезда на запасном пути» сложно говорить об усилении и развитии Дальнего Востока. Благодаря вам, моряки-тихоокеанцы, Россия держит и будет держать свои восточные рубежи! Поздравляю вас с праздником, желаю благополучия, здоровья и успешной службы!
Полезные ссылки
- Запретительные меры ударяют по карманам автовладельцев
- Европа, провоцируя войну с РФ, наступает на старые грабли, но получит по лбу кувалдой
- Есть способ предотвратить рост цен на бензин
- Без отказа от либеральных догм в экономике бедность не победить
- В Послании Президента будут ставиться стратегические задачи в социальной сфере