Сценарий эффективного роста

18 января 2005

Встречая Новый год, мы имели на этот раз возможность заглянуть в будущее страны на четыре года вперед: в последние дни декабря правительство обсуждало среднесрочную программу развития страны, а в начале февраля должна появиться ее обновленная версия, доработанная с учетом высказанных замечаний.


С этим документом полезно ознакомиться, хотя бы бегло, каждому (он опубликован в Интернете).


В нем правительство рассказывает, какие действия оно намерено предпринять, и многие важные события в жизни каждого из нас предопределяются именно сейчас. Чтобы они потом не оказались неприятными сюрпризами, нужно требовательно разбираться во всем сегодня, чтобы не махать потом кулаками после драки…


В первую очередь – вопрос о темпах экономического роста. Они определяют тот потенциал, которым будет располагать страна для решения всего комплекса проблем. Необходимый рубеж обозначен президентом: удвоение ВВП в течение 10 лет. Такой рост экономики нужен для обеспечения достойного уровня жизни людей, для успешной защиты интересов России в мире, для модернизации нашего производства, инфраструктуры, социальной сферы.


Главной сенсацией представленного на обсуждение проекта среднесрочной программы (из-за чего, собственно, его и вернули на доработку) стало заявление ряда членов кабинета о невозможности решить эту задачу. В самом благоприятном сценарии удвоение ВВП намечается к 2015 году. А на ближайшую перспективу прогнозируется “пауза роста” – на уровне 4, 5% в год, что практически соответствует среднемировому показателю.


Неужели удвоение ВВП за 10 лет, то есть ежегодный рост на 7, 2%, – это какая-то фантастическая цель? Ничего подобного. В двадцатом веке более 70 стран смогли сделать такое. Некоторым удавалось удваивать свою экономику даже за 4-5 лет. Наша страна трижды совершала “экономическое чудо” – перед первой мировой войной, в годы индустриализации, при послевоенном восстановлении и развитии народного хозяйства.


Современная Россия имеет важные конкурентные преимущества – огромный интеллектуальный потенциал, энергоресурсы. Конъюнктура мирового рынка исключительно благоприятна для нас. В казне сосредоточены самые большие финансовые ресурсы за всю историю государства. Во всех сферах экономики имеются неоспоримые мощные резервы повышения эффективности, а значит – роста. А нас пытаются убедить в невозможности обеспечить темпы роста выше среднемировых!


Единственное, о чем говорят такие заявления, – это о неспособности конкретных руководителей, о непригодности конкретных программ и предлагаемых экономических рецептов для решения реальной и жизненно необходимой задачи удвоения ВВП. Как говорится, “желание – тысяча возможностей, нежелание – тысяча причин”.


Есть опасность, что в феврале мы увидим ту же самую по сути программу, с лукаво исправленными цифрами в графе темпов роста: лишь бы замять тему несоответствия намеченной экономической политики задачам и возможностям страны. Будет потеряно еще несколько лет, а при подведении итогов (вероятно, уже другими людьми в правительстве) явочным порядком окажется, что запланированные меры осуществлены, то есть программа как таковая “успешно выполнена”, вот только темпы роста подкачали.


Собственно говоря, в последние два года происходило нечто подобное. Экономические ведомства на все требования добиваться более высоких темпов роста заверяли, что это произойдет “потом”, по мере создания необходимых предпосылок, и продолжали свою линию. А когда “потом” наступило, попытались задачу удвоения ВВП вообще снять с повестки дня.


Такого допустить нельзя. Правительству придется признать, что предложенные в проекте среднесрочной программы меры не позволяют полностью использовать возможности экономического роста. И менять программу по существу, а не “для отвода глаз”, чтобы на деле обеспечить максимальное использование резервов и преимуществ, имеющихся у страны. Нужно определить формулу экономической политики, которая сделает это возможным.


Главное условие экономического роста – привлечение крупных капиталовложений для модернизации производства, для развития высокотехнологичных отраслей. Чтобы добиться этого, есть два пути.


Один – максимально снизить для капитала издержки по ведению бизнеса в стране, прежде всего социальные. Нам часто приводят в пример экономику Китая, где уровень налогов в два раза ниже, чем в России. Там дешевая рабочая сила, там из 1, 3 млрд. населения только 158 млн. человек участвуют в пенсионных программах, а остальные не могут рассчитывать ни на какие пенсии. Благодаря и этому капитал приносит высокие доходы, в экономику Китая вкладываются сотни миллиардов долларов со всего мира, и вот уже 20 лет подряд страна показывает такие темпы роста, о которых мы только мечтаем.


Формула роста в этой модели жестокая и простая. Если в России лишить права на пенсию 7 человек из каждых 8, если свернуть другие бюджетные программы и за счет этого снизить налоги, тогда и к нам пойдет капитал, и у нас будет рост. Но его плодами воспользуется меньшинство. А остальные потеряют даже тот минимум жизненных условий и гарантий, который еще сохраняется. Такой путь нам не подходит. Невозможно объяснить людям, для чего вообще нужен рост экономики, если при этом они лишаются последнего.Другой путь – активное участие государства в инвестициях, в перераспределении доходов, в формировании структуры экономики. Нужно составить индикативный план – определить график экономического роста, те ключевые отрасли, развитие которых наиболее эффективно, где Россия может занять сильные позиции на мировом рынке. За счет налогов на сверхприбыльный экспорт энергоносителей, за счет накопленных финансовых резервов государство должно обеспечить инвестиции в высокотехнологичные отрасли, в развитие инфраструктуры, в программы энергоснабжения и т.п. Надо дать ощутимые льготы и субсидии тем, кто вкладывает средства в приоритетные программы развития, чтобы вывести их рентабельности на уровень, привлекательный для частных инвесторов. Необходимо параллельно осуществить целевые программы ликвидации массовой бедности и формирования массового среднего класса. Это создает спрос на продукцию на внутреннем рынке, оживляет его и одновременно решает острейшие социальные проблемы общества.


Отвергнутый правительством проект программы, как это часто бывает с компромиссными решениями, вобрал все худшее из обоих вариантов. Он и для капитала не создает таких условий, чтобы стали выгодными по мировым стандартам инвестиции в российское производство. И отвергает активную политику государства по осуществлению и стимулированию инвестиций, формированию эффективной и конкурентоспособной структуры экономики. По русской пословице: “Ни Богу свечка, ни черту кочерга”. Поэтому и не удается сформулировать приемлемый сценарий экономического роста.


В обновленной программе необходимо сделать выбор между двумя взаимоисключающими сценариями. И правильный выбор представляется вполне ясным: это вариант, при котором государство возвращается в экономику не в роли “ночного сторожа”, а в качестве полноправного и могущественного участника экономических и социальных процессов.


В этом сценарии задача удвоения ВВП имеет решение и, возможно, даже не за 10 лет, а быстрее. Обеспечивается высокое качество роста, поскольку приоритетное развитие получают высокотехнологичные отрасли, создается экономика знаний. И, что особенно важно, экономическое развитие не противопоставляется решению социальных проблем, а тесно увязано с ними, что отвечает и традициям нашей страны, и задачам, стоящим перед ней сегодня. Это и есть та формула роста, которая нужна сегодня России.


Сергей МИРОНОВ, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатель Российской партии жизни


Источник: ("Труд" (Москва).-18.01.2005.-№006.-с.1,3)