15 мая 2002
Сегодня решается, какой будет Россия в XXI веке, каким окажется ее место в мире. Нам приходится догонять передовые страны. И потому особенно важно определить, какими ресурсами мы располагаем помимо природных. В век глобальной информации таким конкурентным преимуществом мог бы стать высокий уровень науки, культуры и образования – тех сфер, в которых наша страна имеет несомненные достижения и которые за последние годы пришли в упадок.
Поменьше экспериментов!
Я убежден, что мы не сможем выйти на высокий уровень развития экономики только за счет продажи сырья. Устойчивый рост возможен лишь в том случае, если экономика будет основываться на высокотехнологичных производствах; если в ней будут работать образованные на современном уровне специалисты; если сложится культурная среда, благоприятная для развития науки и образования.
Решение стратегической задачи также должно быть стратегическим. Не латанием дыр, а долгосрочной политикой, основанной на внятных приоритетах.
Прежде всего: меньше экспериментирования! Десять лет назад мы как-то легкомысленно забыли, что наша наука, система образования, культура находятся на высоком уровне по самому “гамбургскому” счету. И занялись их “реформированием”, не потрудившись понять: а что надо сохранить?
И по сей день зуд псевдореформаторства не дает покоя многим чиновникам и политикам. Последний пример – введение 12-летнего школьного образования. Новшество, не имеющее никакого серьезного обоснования, зато требующее колоссальных затрат и усилий. Похоже, что его инициаторам и апологетам важнее сам факт преобразований, чем результат. Такая имитация бурной деятельности в худших советских традициях, по-моему, совершенно недопустима.
Деньги найдутся.
И ПРАВИТЕЛЬСТВО, и парламент, и местные органы власти принимают множество постановлений, решений и законов о поддержке образования, науки, культуры. Тем самым жизненно важные для общества сферы приравниваются к иждивенцам, которых надо содержать из милости, и обрекаются на пресловутый “остаточный принцип”.
Здесь порочен сам термин. Речь должна идти не о поддержке, а о развитии. Установка на поддержку означает топтание на месте, заботу исключительно о выживании. А это значит, что мы будем все больше отставать от передовых стран и сползать в “третий мир”. Надо думать не только о распределении мизерных средств из тощего бюджетного кошелька, но и о поиске дополнительных ресурсов. Требуется государственная программа развития науки, образования и культуры.
Власть должна озаботиться способами управления научными, образовательными и культурными учреждениями. Прежде всего радикально сократить и оптимизировать бюрократические структуры, руководящие этой сферой. Это, кстати, значительно снизит риск необдуманных экспериментов, о которых говорилось выше. Ведь чем больше инстанций и их сотрудников, тем больше у них желания что-нибудь пореформировать, дабы показать свою значимость.
Развитие предусматривает и совершенствование законодательства, и подготовку современных управленческих кадров. Государство должно стимулировать частный капитал вкладывать деньги в науку, образование и культуру. Нужны внятные правовые рамки таких вложений, налоговые стимулы, иные поощрения. Требуется протекционизм на внешнем рынке. Это касается и авторского права, и международного признания наших документов об образовании, и культурного наследия.
На этих принципах должны строиться и законодательная работа, и правительственная политика. Ведь речь идет о тех сферах жизни, которыми мы всегда по праву гордились, которые делали страну по-настоящему великой – независимо от того, кто был у власти. Мы не имеем права промотать это наследие.
Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации
Источник: ("Аргументы и факты" интернет-версия.-№20 (1125).-15.05.2002)
Полезные ссылки
- Запретительные меры ударяют по карманам автовладельцев
- Европа, провоцируя войну с РФ, наступает на старые грабли, но получит по лбу кувалдой
- Есть способ предотвратить рост цен на бензин
- Без отказа от либеральных догм в экономике бедность не победить
- В Послании Президента будут ставиться стратегические задачи в социальной сфере