Социальная сфера всегда незатратна

25 декабря 2004

Воспетый Пушкиным классик экономической науки Адам Смит писал: “Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов”. В этой незамысловатой истине вся суть экономики. Дела идут, когда есть заинтересованность в их результате. Не в том ли причина плачевного состояния нашей социальной сферы, что конечный результат здесь очень слабо связан с интересами тех, от чьей работы он зависит?


Чтобы решение социальных проблем, борьба с бедностью были не просто бесконечным процессом, а каждый день приносили ощутимые для людей плоды, в эту сферу надо ввести, с одной стороны, реальную ответственность, а с другой – серьезные, а не игрушечные материальные стимулы. Нужно создать механизмы, основанные на интересах.


Качество жизни, показатели здоровья, квалификации населения должны отражаться не только в сухих цифрах статистических бюллетеней, но и в оценке труда конкретных людей. Для чиновника, врача, учителя, предпринимателя – словом, для каждого, в чьей работе есть социальная составляющая, достижение социального результата, его качество должны давать и значимый материальный результат. С плюсом – при нормальной работе, с минусом – за бездействие или вред, но важным должен стать итог работы, а не сам процесс.


Существенная сторона любой системы, основанной на интересах, – это ответственность. Без нее нельзя выстроить работоспособный экономический механизм. Поэтому очень важную задачу решают сентябрьские политические инициативы Президента России. Они усиливают ответственность и общественный контроль в ключевых сферах государственного управления.


Новый порядок избрания руководителей исполнительной власти делает их ответственность реальной, причем двойной – и перед Президентом, и перед депутатским корпусом. По таким показателям, как продолжительность жизни, заработная плата, рождаемость и смертность, положение дел с социальной защитой, можно объективно оценить эффективность местной власти. Среди депутатов широко представлена экономическая элита регионов. Это значит, что они будут взвешенно и заинтересованно рассматривать программы и дела губернаторов в области социально-экономического развития.


Выборы Государственной Думы по партийным спискам тоже делают реальной политическую ответственность и депутатов, и самих партий за осуществление их программ. Я считаю, что в дополнение к этому надо еще заставить партии работать на местах, создать систему ответственности перед избирателями регионов.


Создание Общественной палаты означает появление нового и очень важного звена в контроле общества над государством, над чиновником. Общественность и специалисты будут вместе с представителями властных структур обсуждать, искать решение важнейших проблем страны. Власть должна получать подпитку новыми идеями не раз в четыре года – на выборах, а постоянно.


Таким образом, ответственность и действенный контроль со стороны общества становятся реальным фактором в работе власти. Но чтобы в социальной сфере начал успешно работать механизм, основанный на жизненных интересах миллионов людей, эту ответственность необходимо увязать и с другой стороной дела. Нужна система материальной заинтересованности в достижении социальных результатов.


Здоровая экономическая основа для оценки и развития социальных характеристик существует. Она заключается в понятии “человеческий капитал”. Социальные программы часто рассматриваются как чисто расходные статьи, вычет из ресурсов страны. Либеральные экономисты доказывают, что они обременительны для налогоплательщиков, тормозят экономический рост. Получается, что в пользу активной социальной политики говорят лишь соображения нравственности, подкрепленные опасением массовых протестов.


На самом деле увеличение продолжительности жизни, рост численности населения, повышение его образовательного уровня, улучшение показателей здоровья – все это означает прирост богатства страны.


Прагматичные американцы рассчитали, что каждый их гражданин представляет собой вклад в национальное богатство США в среднем на сумму 249 тыс. долларов. Это не просто условные цифры, лишенные практического значения, а капитализация реального потока доходов, которые он создает в течение своей жизни при данной ее продолжительности, при среднестатистическом уровне здоровья, квалификации и заработка.


Подсчитанный таким образом человеческий капитал составляет 76% национального богатства США. Это в три раза больше, чем природные ресурсы страны, ее дороги и здания, станки и автомобили, акции и банковские вклады и все другие материальные проявления богатства страны, взятые вместе. Близкие показатели – от 75 до 80% национального богатства – и во всех других развитых странах.


По России точных данных такого рода нет. Но примерная оценка Мирового банка отводит на долю человеческого капитала около 50% национального богатства, что соответствует уровню среднеразвитых стран мира. Это отражает печальный факт, что российский гражданин в среднем меньше зарабатывает, больше болеет и раньше умирает, чем американец или европеец.


Действия государства, направленные на решение этой проблемы, связанные с этим расходы бюджета – это не благотворительность и не социальная помощь. Это инвестиции в человеческий капитал. И к ним применимы все принципы инвестиционной политики. Прежде всего требования эффективности, максимальной отдачи на вложенные средства. При таком подходе решение социальных проблем, борьба с бедностью – один из главных резервов ускорения экономического роста России, очевидный приоритет общенационального значения.


Затершаяся от частого употребления фраза “Люди – наше самое большое богатство” – это совершенно конкретный экономический рецепт. Нужно научиться понимать его и следовать ему буквально. Нужно создать систему интересов, имеющих целью прирост человеческого капитала, уменьшение бедности. Тогда социальная сфера из Золушки бюджета превратится в полноценную отрасль экономики. Целый ряд направлений социальной политики – все, что связано с повышением уровня и улучшением качества жизни людей, с уменьшением бедности, станет источником богатства страны. Так и должно быть.


Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ


Источник: ("Экономика и жизнь" (Москва).-25.12.2004.-№052.-с.6)