Сергей Миронов выступил с докладом на семинаре для международных наблюдателей и консультантов на выборах в государственные органы власти

11 февраля 2008

11 февраля Председатель Совета Федерации, Председатель Совета Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ Сергей Миронов принял участие в работе семинара по вопросам подготовки международных наблюдателей за выборами в органы государственной власти и проведением референдумов, который проводился Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ.


Открывая семинар, Сергей Миронов заявил: “Для стран СНГ характерно самое уважительное отношение к международному наблюдению. Однако его авторитет в глазах общественности подрывают существующая практика двойных стандартов в оценке выборов, политическая ангажированность некоторых наблюдателей, отсутствие четких, детально прописанных общеевропейских критериев демократичности избирательного процесса.


На базе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и материалов Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ Межпарламентская ассамблея СНГ разработала Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ, которая уже подписана президентами восьми стран Содружества.


Эта конвенция стала основой современной инфраструктуры избирательного процесса на пространстве СНГ и теперь во многом способствует обеспечению прозрачности выборов, независимости избирательных органов, честной политической конкуренции и, в конечном счете, дальнейшего стабильного демократического развития.


Соблюдение положений этой конвенции является важным объективным критерием в оценке международными наблюдателями СНГ избирательного законодательства той или иной страны и практики его применения. Другого такого, столь же детально проработанного документа, формулирующего четкие стандарты свободных и справедливых выборов, в мире пока нет. Высокую оценку нашей конвенции дали институты Совета Европы и ОБСЕ, что свидетельствует о необходимости принятия аналогичной Общеевропейской Конвенции об избирательных стандартах. Россия уже обращалась с этим предложением к членам Совета Европы во время своего председательства. Однако, ряд западных стран, в отличие от государств Содружества, оказался не готов взять на себя конкретные обязательства в сфере демократии, и сегодня законодательство некоторых стран Европейского Союза вообще не признает институт международного наблюдения. Тем не менее, легитимность выборов в этих странах никогда не оспаривается.


Государства Содружества последовательно и настойчиво предлагают своим партнерам поставить процесс наблюдения за выборами на коллективно согласованную нормативно-правовую базу. Сохраняет свою актуальность предложение Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана о рассмотрении государствами – участниками ОБСЕ проекта “Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ”.


Остается пока нереализованным и российское предложение о проведении конференции руководителей Центризбиркомов стран ОБСЕ с целью обмена «лучшей практикой» и выработки возможных рекомендаций.


Отсутствие коллективно согласованных на межправительственном уровне принципов приводит к ситуации, когда собственные бюрократические инструкции отдельных организаций возводятся в ранг не подлежащего обсуждению абсолюта. Именно такую ситуацию создало на днях БДИПЧ ОБСЕ, которое само для себя определило параметры, сроки, количество и категории международных наблюдателей на предстоящих выборах Президента Российской Федерации. Прибыв в Россию, как у нас говорят, со своим уставом в чужой монастырь, чиновники БДИПЧ вывели ситуацию на уровень ультиматума. Как известно, уважающие себя демократические страны ультиматумы не принимают. Мы готовы к переговорам, разумным компромиссам, обсуждению любых проблем, связанных с соблюдением избирательных прав граждан и укреплением демократии”.


Полный текст доклада находится в разделе “Выступления”.