С чего начинается театр

18 ноября 2002

Любишь искусство – прими закон о нем.


Предчувствуя снисходительную улыбку искушенных читателей по поводу заезженной цитаты “Любите ли вы театр?”, переиначу хрестоматийный вопрос: “Любим ли театр мы, законодатели?” Любим. И готовы принять специальный закон о нем. Но не все с этим согласны.

О семи няньках и дитяти без глазу.

Проект федерального закона “О театре и театральной деятельности” был разработан в 1999 году. В рабочую группу вошли ведущие специалисты театрального дела двух “сценических” столиц России. Разработке закона предшествовало всестороннее парламентское обсуждение состояния современного театрального искусства в России. Все в один голос заявляли: закон о театре нужен!

Действительно, материальное положение, в котором и сейчас находится большинство российских театров, заставляет вспомнить монолог Шекспира из пьесы Бернарда Шоу “Смуглая леди сонетов”, обращенный к английской королеве: “Ваше Величество, прикажите выделить из государственных доходов средства на создание театра, где я бы мог ставить те мои пьесы, которые не берет ни один театральный делец, хорошо зная, что ему выгоднее ставить скверные вещи, чем хорошие. И теперь Вашему Величеству следует восстановить былое достоинство театра и его высокое назначение”.

На парламентских слушаниях в Совете федерации председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин утверждал: правовое пространство, в котором существуют наши театры, сейчас регулируется тринадцатью законами и правовыми актами. “Это множество законов порождает еще большее число подзаконных актов, ведомственных инструкций, которые очень часто не согласуются и противоречат друг другу. Это создает условия для произвола чиновника, для волюнтаристского толкования того или иного закона. Без единого закона о театре и исполнительских искусствах, регулирующих все аспекты этого рода деятельности в условиях новой России, нам не обойтись”, – считает он.

Итак, театралы и законодатели сошлись в едином мнении: закон о театре необходим. Он ну-. жен десяткам тысяч творческих работников (в том числе актерам и режиссерам провинциальных театров, которых в России более пятисот), ежедневно создающим то, что принято называть российской культурой. Но существует и иная точка зрения.

“Неча огород городить…”

В Думе законопроект был рассмотрен комитетом по культуре и туризму и в целом одобрен. Регионы поддержали проект. В заключении правительства указывалось, что в законопроекте содержатся нормы, касающиеся налогообложения, а поскольку это прерогатива налогового законодательства, то закон принимать не следует.

Замечания правительства были внесены в проект практически на сто процентов. После этого закон был вторично рассмотрен на заседании думского комитета и вновь одобрен.

Более того, президент России Владимир Путин, встретившись накануне съезда Союза театральных деятелей с Александром Калягиным, в принципе поддержал основную идею закона – возможность регулировать правовые отношения, возникающие в процессе сохранения и воспроизводства уникальных ресурсов искусства.

Однако в поддержке закону неожиданно отказало Главное правовое управление администрации президента” Специалисты из уважаемого ведомства решили, что все вопросы, связанные с театром, должны и могут решаться в рамках общего (гражданского, трудового, налогового и т.д.) законодательства.

Кое-что о специфике жанра.

Однако нам – любителям театра и разработчикам закона – представляется, что в правовом государстве законодательно должны регулироваться все стороны общественной жизни. Система законов не может ограничиваться некими обобщенными актами, она должна включать правовое обеспечение любой отдельно взятой стороны общественных отношений, конкретизируя их особые и неповторимые свойства. Такими свойствами в полной мере обладает театральное искусство. Спектакль – результат деятельности многих людей, не только тех, кто сочиняет и ставит пьесы, кто присутствует на сцене, но и тех, кто придумывает и создает костюмы, устанавливает декорации, подбирает свет, наконец, встречает зрителей у входа, проверяет билеты. В знаменитой фразе “Театр начинается с вешалки” гораздо больше смысла, чем может показаться на первый взгляд.

Театр – это не только творчество, это и производство. Группа творческих работников, создавая театральную постановку, реализует свой художественный потенциал в определенных организационных рамках (как наемные работники театра или в сотрудничестве с продюсером). Это порождает специфические отношения, не урегулированные сегодня, скажем, в вопросах права исполнителей на имя, защиты спектакля от искажений, свободы творчества и прав театра на использование его результатов.

Да, во всем мире существует так называемое коммерческое искусство, которое служит по закону “зарабатывать деньги любым способом”. Но во всем мире существует и некоммерческое искусство, не только не зарабатывающее больших денег, но и зачастую не способное окупить себя. Такое искусство необходимо для нравственного здоровья нации. Оно нуждается в защите и законодательной базе, которая на сегодняшний день в России практически отсутствует.

Нормы разработанного Советом федерации закона как раз и обеспечивают комплекс имущественных и неимущественных прав на особый вид интеллектуальной собственности – подготовленный для живого исполнения спектакль, являющийся плодом коллективного творчества. Если театр проводит представления спектакля, не указав состав исполнителей, это не влечет за собой особых правовых последствий. Хотя ущемленными здесь оказываются и зрители, которые не получили необходимой информации, и актеры, которым не было обеспечено естественное право на имя. Не редкость сегодня и ситуация, когда без разрешения постановщика театры (продюсеры) заменяют исполнителей, сокращают спектакль, показывают его в условиях, не позволяющих реализовать изначальный художественный замысел постановщиков. Имя режиссера может значиться на афише спектакля, не имеющего к нему никакого отношения. Отдельные попытки добиться справедливости, опираясь на действующее гражданское законодательство, как правило, ставят суды в тупик.

Именно поэтому в законопроект включены нормы, регулирующие основы государственной политики в области театра, а также содержание, формы и способы государственной поддержки театров и театральной деятельности. Определены состав и виды основной деятельности театров, особенности имущественных, экономических и трудовых отношений, специфика управления государственными и муниципальными театрами, исключительные права артистов и продюсера (театра как коллективного продюсера) на театральную постановку в живом исполнении. Не забыты в законопроекте и права создателей спектакля – режиссеров, балетмейстеров, дирижеров, актеров – и способы их защиты. Предусмотренные права театра на использование театральной постановки при ее записи или передаче в эфир создают правовую основу для укрепления экономического положения театра за счет дополнительных источников дохода. Если добавить, что законопроект предусматривает закрепление обязанностей театра по отношению к зрителю, то одного этого уже достаточно, чтобы у непредвзятого оппонента отпали всякие сомнения в целесообразности и своевременности принятия этого важного документа.

Театру не единожды предрекали гибель, но он каждый раз выживал – выдерживал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и даже с компьютером. Искусству, создающемуся на глазах у зрителей, суждена долгая – пока существует человечество – жизнь. Так сделаем же все от себя зависящее, чтобы эта жизнь стала если и не легкой, то, по крайней мере, достойной. Так любим ли мы театр?

Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета федерации РФ


Источник: ("Известия" (Москва).-18.11.2002.-№209-м.-c.1, 4)