Результаты ЕГЭ – клеймо на всю жизнь?

15 июля 2009

Тотальное внедрение нынешней формы единого государственного экзамена ведет к опасным перегибам


Как и следовало ожидать, выпускные школьные экзамены, которые впервые в этом году по всей России проходили в форме ЕГЭ, стали сильнейшим стрессом и для школьников, и для их родителей, и для учителей. Из разных регионов поступает информация, заставляющая усомниться, что везде были обеспечены равные и честные условия сдачи экзаменов. Есть серьезные нарекания по качеству тестов, использовавшихся для проверки знаний, по тому, как работает система апелляции, и по многим другим вопросам. Сейчас пошла эпопея, связанная с приемом в вузы по результатам ЕГЭ, и тут тоже хватает сложностей и путаницы. Все это, безусловно, надо внимательно отслеживать и анализировать. Убежден, что главный, масштабный и нелицеприятный разговор об опыте применения ЕГЭ в нынешней обязательной форме, разговор с участием профессионалов и широкой общественности, еще впереди.


Но есть факты, которые побуждают бить тревогу уже сегодня. В частности, меня крайне беспокоит то, что начались попытки превратить ЕГЭ в нечто большее, чем способ проверки школьных знаний, распространить его значение и влияние далеко за рамки системы образования.


Вот конкретный пример. В прессе прошла информация о том, что московские агентства по трудоустройству начали включать в анкеты молодых соискателей рабочих мест пункт «Результаты ЕГЭ». Работодателям, среди которых ведущие страховые, торговые и туристические и ИТ-компании, даются рекомендации запрашивать у соискателей свидетельства с баллами, полученными в ходе единого государственного экзамена. Таким образом, видите ли, предполагают получать информацию о способностях юноши или девушки, умении работать, усваивать информацию и т.д. И все это еще сопровождается довольно циничными комментариями: «Нам не нужны лодыри и бездельники. Пусть идут в производство, в дворники, в конце концов».


О том, почему проявляется такое пренебрежение к производственной сфере, – вопрос отдельный. Но удивляет другое: кто дал право таким образом абсолютизировать результаты ЕГЭ, превращать их в некую окончательную истину, в своего рода «диагноз» человеческой судьбы? Известно, что на результаты тестовых выпускных испытаний могут влиять самые разные обстоятельства: особенности личности школьника, его психологическая устойчивость, элементарное везение или невезение, наконец. Многие серьезные профессионалы вообще считают, что ЕГЭ не позволяет достоверно выявить объективную картину знаний и способностей человека, а на деле показывает лишь одно – способность к сдаче экзаменов в виде тестов. Иными словами – способность к натаскиванию. Я лично считаю, что вся эта затея с ЕГЭ вообще является стратегической ошибкой, которая ведет к дебилизации нашего образования. Обществу и специалистам еще предстоит критически оценить, насколько результаты ЕГЭ пригодны для того, чтобы быть пропуском в вузы. Это и сейчас носит экспериментальный характер. И как же можно эти крайне условные и сырые критерии уже столь поспешно внедрять в систему трудоустройства граждан?


Если позволить ситуации развиваться в этом направлении, мы очень далеко зайдем. В сущности, есть реальная опасность, что ЕГЭ превратится в инструмент социальной селекции. Мало нам того, что и так по результатам выпускных экзаменов этого года мы получили более 25 тысяч выпускников, которые выйдут из школы, имея на руках не аттестаты, а эдакие «волчьи билеты» – справки, что прослушали курс 11 классов. Но теперь дело идет к тому, чтобы с самого начала жизненного пути сделать туманным будущее еще и тех ребят, которые сдали ЕГЭ в целом успешно, но не с самыми высокими баллами. Вы только представьте, что работодатели понаставят искусственные барьеры: с таким-то количеством баллов человека возьмут в ту или иную фирму, а с таким-то не возьмут. Представьте, что некто будет определять, какой результат ЕГЭ дает шанс устроиться, скажем, продавцом в крупный магазин, а с каким придется идти в ларек. Абсурд! Получается, что школьный аттестат становится не путевкой в жизнь, а клеймом на судьбе. Легко спрогнозировать, что все это чревато разного рода злоупотреблениями и коррупцией. Тем более сегодня, когда в условиях кризиса ощущается острая нехватка рабочих мест, когда в вопросах трудоустройства школьных выпускников и без того есть масса проблем.


Я полагаю, что необходимо четко и ясно заявить: любые попытки использовать результаты ЕГЭ в качестве критерия при трудоустройстве вчерашних школьников – это вредные и опасные перегибы. Это незаконно. Это противоречит конституционному праву граждан на труд, а поэтому подобная практика должна решительно пресекаться соответствующими органами.


Невольно возникает вопрос: а почему вообще сегодня проявляются подобные тенденции? Почему джинн рвется из бутылки? Судьбу самого ЕГЭ еще отнюдь нельзя считать окончательно определенной, а кому-то уже хочется при помощи его определять судьбы человеческие. Никому же раньше не приходило в голову скрупулезно подсчитывать количество школьных четверок или троек в аттестате при устройстве на ту или иную работу. С чего же вдруг сейчас на это потянуло? Беда в том, что сама идеология ЕГЭ в нынешнем виде тоталитарна по своей сути. Все устроено так, чтобы это выглядело чем-то гораздо большим, нежели проверка знаний. Посмотрите, какая громадная бюрократическая машина крутится. А какая атмосфера создана? Где былая радость и праздничность, с которой всегда были связаны выпускные экзамены? Гнетущее психологическое давление, страх возможной ошибки, – вот что, увы, сегодня доминирует. Но самое плохое – это то, что все основано на фатальной обязаловке, отсутствии какого-либо иного выбора. Непонятно, скажем, почему даже те парни или девушки, которые не планируют после школы поступать в вуз, должны непременно проходить тестовые испытания и получать свои формальные баллы, которые будут потом аукаться им многие годы? Вообще все это выглядит дикой бюрократической фантасмагорией – промаркировать каждого человека, словно товар, определенным штрих-кодом.


Выход видится только один: ЕГЭ не может и не должен быть обязательным. Это всего лишь одна из форм оценки знаний выпускников. И не более. Если ЕГЭ и останется в нашей системе образования, он все-таки должен знать свое место. Именно поэтому мною с коллегами внесен в Государственную Думу законопроект об отмене обязательности ЕГЭ. Школьники должны иметь возможность принимать решение на добровольной основе: кто считает удобным и перспективным для себя сдавать выпускные экзамены в виде тестов, – пожалуйста, сдавайте. Но если кто-то в силу разных обстоятельств полагает более приемлемыми экзамены в традиционной форме, государство не имеет права ничего ему навязывать. Если не сделать этого, мы неизбежно породим из ЕГЭ бюрократического монстра, который будет не только разрушать систему образования, но и создавать новые и новые проблемы, ведущие к разобщению общества, его социальному расслоению. Давайте все-таки помнить о том, что мы живем в демократическом государстве. У людей должна быть свобода выбора, тем более у молодых людей, только вступающих в жизнь.


Источник: "Российские вести" (Москва).-15.07.2009.-№026.-с.13