Постижение Лихачева

22 ноября 2006


Юбилей академика Д.С.Лихачева дает нам право и возможность задуматься над ролью и судьбой культуры и русской интеллигенции в XX веке. Почти ровесник века, современник двух революций и двух мировых войн, узник сталинских лагерей, блокадник, крупнейший ученый, глава научной школы исследователей древнерусской и славянских литератур и, наконец, наставник, учитель жизни, возродивший в общественном сознании, казалось, давно забытый образ истинного русского интеллигента, – вот, по необходимости схематично, прочерченный жизненный путь Д.С.Лихачева.



Именно русская интеллигенция была тем самым “историко-культурным” феноменом, который не позволил русской культуре полностью раствориться в небытии, исчезнув в трагических катаклизмах минувшего столетия. Основной задачей, главной идеей своей жизни Лихачев считал защиту культуры и сохранение исторического наследия. “Все мои статьи, – писал он, – имеют не “проповедническую” цель, а являются определенными поступками в борьбе за сохранение культуры, не только русской культуры, но и культуры в целом”. Рассматривая культуру как фактор, который превращает людей, населяющих определенную территорию, из просто населения в народ, нацию, Дмитрий Сергеевич постоянно и бескомпромиссно отстаивал и утверждал ее основополагающую роль в жизни стран и народов. Неслучайно именно он создал новаторскую, беспрецедентную “Декларацию прав культуры”, изложив в ее статьях весь комплекс проблем -юридических, нравственных, общественных и т.д., которые охватывают то, что входит в понятие “культура”.


Для Лихачева культура была единым, неделимым явлением, заключающим в себе не только искусство – литературу, театр, живопись, музеи и т.д., но и науку, технику, образование, конечно, религию, нравственные и моральные нормы жизни. “Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации” – в этих словах Лихачева квинтэссенция его философии, твердая духовная основа его служения и его дел. “У меня не было никакого своего “нравственного учения”, – писал Д.С. Лихачев вскоре после 90-летия, – были поступки согласно велению совести. Совесть, если она есть, объединяет людей”.


В защиту культуры он выступал постоянно и последовательно, но лишь во время перестройки и вскоре после нее к слову академика стали особенно прислушиваться, внимать ему – и общество и власть. Симптоматично, что только академик Д.С. Лихачев поднимал насущные проблемы культуры на Первом и Втором съездах народных депутатов СССР, где более никто не осмеливался говорить на эту тему. Он заявлял с трибуны съездов о том, что культура, историческое наследие – это святыни народа, святыни нации, и требовал от общества достойного, бережного и внимательного к ним отношения. Трудно перечислить все объекты культуры, вызывавшие у Лихачева тревогу, в защиту которых раздавался его голос на съездах и на телевидении, в газетах и журналах, в самых высоких правительственных кабинетах, на сессиях Академии наук, заседаниях президиума Фонда культуры, в студенческих аудиториях и т.д. Как-то сам Дмитрий Сергеевич перечислил то, что особенно заботило его: “Это Невский проспект в Петербурге, Кремль в Соловках, подмосковные усадьбы (в первую очередь Мураново и Шахматове); фрески Ковалева, Волотова, Нередицы в Новгороде, Воронцовский дворец в Алупке; Лесковицы в Чернигове, парки в Петергофе, Пушкине, Гатчине, Павловске, Выборге; озеро Байкал… Это научные библиотеки, рукописные собрания, состояние запасников музеев…


Это публикации в серии “Литературные памятники” воспоминаний монархиста А. Бенуа, житий византийских святых, в Гослите – романа Пастернака “Доктор Живаго” и много другого, за что мне неоднократно “попадало”. Здесь названа лишь малая часть того, что изучал, спасал, отстаивал, издавал, а значит, сохранял для народа и истории, сберегал для страны и мира Д.С. Лихачев.


Роль защитника и рачителя культуры, активная просветительская и общественная деятельность не отодвинули в тень сугубо научных, академических достижений Д.С. Лихачева – крупнейшего ученого-гуманитария, посвятившего себя изучению древнерусской литературы.


Он не по стечению обстоятельств и воле случая, а по уровню и качеству научных работ, десятков книг, сотен статей и публикаций вошел во второй половине XX века в первый ряд ученых-филологов, заслужил авторитет выдающегося специалиста, продолжателя дела его великих предшественников, составивших славу российской гуманитарной науки. Почти всю жизнь проработал Дмитрий Сергеевич в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, и Сектор древнерусской литературы, который он возглавлял долгие годы, стал настоящей школой Лихачева, достигшей многого в сборе, изучении, постижении и публикации памятников литературы Древней Руси, в воспитании новых поколений ученых.


Говоря о Д.С. Лихачеве, нельзя не сказать об отношении его к Петербургу. “Я никогда не думал, – писал он после возвращения Ленинграду старого названия, – что, родившись в Петербурге, я снова окажусь в нем”. Он не просто любил великий город на Неве, но, коренной петербуржец, знал его, как никто другой. Это он сформулировал классическое определение: “Небесная линия города на Неве”, в котором выразил градостроительную идею Петербурга, придающую городу особое очарование, подчеркивающую запоминающуюся величественность его силуэта, значимость немногих выразительных вертикалей и шпилей, куполов, колоколен, будто прорисованных на фоне свободного северного неба. Думая сейчас о Северной столице и будущем ее исторических ансамблей и архитектурных памятников, мы должны помнить завет Д. С. Лихачева: “Утраты памятников культуры невосполнимы, ибо они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, он совершенно беззащитен”.


Образ города Пушкина и Гоголя, Достоевского и Блока олицетворял для Д.С. Лихачева европейское начало русской культуры, с присущими ей ценностями – “личностным характером, универсализмом, восприимчивостью к другим культурам, терпимостью к чуждым убеждениям, свободой…”. Возвращение городу имени Петра Великого было для Д.С. Лихачева символическим знаком на пути, как он считал, к духовному возрождению России. Символично и то, что именно Лихачев стал первым почетным гражданином Санкт-Петербурга новой эпохи.


Мне посчастливилось встречаться с Дмитрием Сергеевичем в Санкт-Петербурге, и я не забуду того внимания, проницательности и доброжелательности, которые сквозили в его словах и поступках. Мудрость и доброту излучали глаза этого человека, столько пережившего и так многое постигшего и совершившего за долгие годы жизни.


Появление Д.С. Лихачева на телевидении во второй половине 80-х годов произвело ошеломляющее и просветляющее впечатление на миллионы зрителей в столицах и самых дальних уголках нашей страны. С голубого экрана с людьми стал говорить о культуре истинный русский интеллигент, тонкий и умный собеседник, которому было что сказать и что открыть и школьнику и академику. Так в нашей стране наступила эпоха Лихачева, он стал наставником и выразителем общественного мнения, пожалуй, последним из русских интеллигентов, о котором мы с полным правом можем это сказать.


Вершиной этого времени явилась для Д.С. Лихачева деятельность во главе Советского, а затем Российского фонда культуры. Став в 1986 году во главе этой уникальной, совершенно необычной для того времени общественно-государственной организации, академик Лихачев вместе с соратниками и единомышленниками смог сделать за весьма недолгие годы его руководства фондом необычайно много для спасения духовно бессмертного от материальной смерти. Он привлек к делу активной помощи культуре тысячи людей, создав отделения Фонда культуры в самых отдаленных уголках страны, в той провинции с ее многочисленными малыми городами, которую считал фундаментом духовного возрождения России. Фонд создавал музеи, возвращал на родину культурные реликвии, поддерживал и воспитывал молодых музыкантов и художников, активно сотрудничал с зарубежными соотечественниками, помогал и покровительствовал частным коллекционерам, издавал журнал “Наше наследие”, книги и т.д. и т.д. Жаль, что того Лихачевского фонда культуры сейчас нет, но дела его не канули в Лету, не растворились в дымке минувшего. “Я рад, что от фонда осталось немало хороших дел”, – отмечал Дмитрий Сергеевич в конце 90-х годов.


Д.С. Лихачев был инициатором и основателем журнала “Наше наследие”, ставшего два десятилетия назад первым периодическим изданием, посвященным историко-культурному наследию России, в котором и содержание и полиграфическое исполнение было достойным великой культуры великой страны. Будучи председателем президиума Фонда культуры и председателем Редакционного совета журнала, он внимательно следил и руководил его работой и высоко оценивал то место, которое занял журнал в культурной жизни страны. “Я слишком ценю “Наше наследие” и мечтаю о том, чтобы выходили сборники лучших статей, объединенных единой тематикой (или темой)”, – писал он в 1997 году.


Открывая мемориальную доску в память Дмитрия Сергеевича на здании – памятнике архитектуры, которое занимает со дня основания редакция журнала “Наше наследие” в старинном московском 1-м Неопалимовском переулке, на доме прекрасно известном художникам, поэтам, прозаикам, искусствоведам, мы отдаем дань нашему выдающемуся соотечественнику, ученому и гражданину, любившему и знавшему Москву и много сделавшему для сохранения ее исторического наследия.


Размышляя над эпохой Лихачева, над тем, что удалось ему совершить, несмотря на все сложности времени и личной судьбы, мне представляется, что своим девизом он мог бы взять слова одного из своих предшественников ученых-гуманистов, блестящего ректора Санкт-Петербургского университета А.Н. Бекетова: “Дать русскому народу света, больше света!” Именно это стремление, характеризующее лучших представителей русской интеллигенции XIX века, верных духовным и нравственным традициям отечественной и мировой культуры, нашло свое яркое и полное отражение в делах и научных трудах академика Д.С. Лихачева.


Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации РФ


Источник: ("Литературная газета" (Москва).-22.11.2006.-№047.-с.1,2)