Нужны новые пророки-философы

23 декабря 2009

В ушедшем 2009 году Россия отмечала по решению ЮНЕСКО Всемирный день философии. Весьма символичен тот факт, что празднование его в Петербурге совпало с проведением традиционных Дней петербургской философии.


За последние годы Дни петербургской философии стали значительным событием в интеллектуальной жизни страны. Надеюсь, их результатом будет дальнейший рост интереса российской общественности к философии. А сами философы получат новые возможности заявить о себе, показать «нефи­лософам» значение своей работы.


Между тем я уверен: и в стране, и в мире появляется всё больше и больше сложнейших проблем, которые без участия философского сообщества не решить.


Проблемы философии носят вечный и неустранимый ха­рактер, как и сама человеческая жизнь. Во все времена — от Сократа до Канта, от Владимира Соловьёва до Эвальда Иль­енкова философы задавались одним и тем же вопросом «Что есть человек?», и каждый раз они приходили к новым идеям и новым проблемам. Сегодня перед нами стоит тот же самый вопрос. Современное общество ждет от философов новых интеллектуальных прорывов, расширения горизонтов челове­ческой свободы, нового видения сущности человека и мира, новых прочтений ценностей и смыслов человеческой жизни.


Я стараюсь внимательно следить за философской жизнью в нашей стране. Вспоминаю очень точную мысль, высказан­ную перед IV Российским философским конгрессом одним из видных наших учёных-мыслителей. Он посетовал на то, что философы уступили общероссийское духовное пространство юристам, политологам, социологам, экономистам, богословам, а сами перешли в режим внутрицеховой жизни. С тех пор про­шло пять лет. Что изменилось?


В конце лета нынешнего года состоялся V Российский философский конгресс, по всей стране прошли многочис­ленные философские чтения и конференции. Наши филосо­фы сегодня раскованно и свободно чувствуют себя в интел­лектуальном, гуманитарном пространстве. Отрадно видеть в Программе «Дней петербургской философии» новые темы и новое видение традиционных проблем. Но всё же создаётся впечатление, что возвращение философов в общероссийское духовное пространство идёт медленно и неравномерно.


КАКИЕ ЗАДАЧИ МОЖЕТ СТАВИТЬ СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ПЕРЕД ФИЛОСОФАМИ?


Возьму на себя смелость сформулировать некоторые положе­ния, безусловно, не претендуя на исчерпанность этого перечня и на очевидность предлагаемых задач.


Первое. Необходимо добиться понимания сути глобализа­ции, глобальных проблем современности.


Философия приобретает особое значение в переломные моменты истории. Такой момент наступил. Угрозы и вызо­вы, с которыми столкнулась цивилизация, не имеют анало­гов в прошлом — как по масштабам, так и по возможным последствиям.


Взаимодействие человека и общества с природой явля­ется традиционной темой для философии на протяжении всей её истории. Сегодня эта тема особенно актуальна. Разрушительное воздействие техногенной цивилизации на при­родную среду, на взаимоотношения людей, на их психику и здоровье буквально зашкаливает. Растущее загрязнение среды, фальсификация пищевых продуктов, этические риски генетических исследований, энергетическое расточительс­тво — всё это и многое другое ставит под вопрос само су­ществование человека и человеческого общества, а также его способность адекватно и своевременно реагировать на возникающие угрозы и вызовы.


Практически на всех крупных мировых саммитах послед­них лет обсуждаются возможные последствия глобального изменения климата, нехватки питьевой воды, продовольствия. Угроза существованию и развитию мира велика и продолжа­ет расти. В этом мне приходилось не раз убеждаться, когда я принимал участие как председатель партии «Справедливая Россия» в работе Комиссии Социнтерна по устойчивому разви­тию. Известно, какими бурными дискуссиями сопровождалось подписание Киотского протокола, растянувшееся на несколь­ко лет. Сейчас уже полным ходом идёт посткиотский процесс. Однако до нового соглашения путь пока что неблизкий.


Итоговые документы разных встреч и совещаний выража­ют сдержанный оптимизм. Но, должен сказать, «в товарищах согласья нет». Причем несовпадение точек зрения связано не только с разной оценкой факторов антропогенного воздейс­твия на природу. Лидеры стран по-разному смотрят на пути и способы разрешения глобальных проблем, на механизмы регулирования межгосударственных отношений. По сути, они выражают разные мировоззренческие позиции.


Перечень глобальных проблем современности производит внушительное впечатление. Среди них — мировой финан­совый кризис, значительное ослабление мирового вектора устойчивого развития, рост экономического и социального неравенства в мире, угроза терроризма, растущие сложности в диалоге между различными культурами. Общаясь со свои­ми коллегами, я всякий раз убеждаюсь, что люди, которые по долгу службы обязаны принимать ответственные решения по такого рода вопросам, не могут не быть сегодня хотя бы не­много философами.


ВЫХОДИТЬ ЗА ДОСТИГНУТЫЕ ПРЕДЕЛЫ


XX век передал третьему тысячелетию не только глобальные проблемы, но и достаточно мощные интеллектуальные прак­тики, способные помочь в решении этих проблем. Вклад ми­ровой и отечественной философской мысли в понимание ис­токов и причин глобальных проблем общепризнан. Материа­лы работы международного «Римского клуба», отечественной школы изучения глобальных проблем, созданной при актив­ном участии академика И. Т. Фролова, до сих пор оказывают большое влияние на общественное сознание.


Однако задела, доставшегося нам от прошлого века, уже не­достаточно. Общество располагает неизмеримо большим объ­емом информации, чем даже десять лет назад. Нужны новые философские концепции, на основе которых будут создаваться конкретные практики по предотвращению угроз нового века. Русская философская мысль в XX столетии — и прежде всего в работах Владимира Вернадского и Павла Флоренского — многого достигла в понимании роли природы в жизненном обуст­ройстве человека. Важно принять эстафету. Между тем сегодня экологические ценности, к сожалению, стоят далеко не на пер­вом месте в массовом сознании.


Современный мир — это сложная взаимосвязь глобали­зации и регионализации. По мере глобализации экономи­ческих и социальных процессов человечество превращается в единую взаимосвязанную целостность, в систему. Но од­новременно с этим общество распадается на локальные об­щности, становится всё более дискретным. Как это меняет картину мира? На место разрушенных барьеров, таких как Берлинская стена, приходят новые стены и новые барьеры между государствами, культурами, людьми и поколениями. Как и почему они появляются? Можно ли их разрушить? От ответов на эти вопросы зависит вектор развития мировой цивилизации — будет ли и дальше цивилизация сползать к хаосу, или люди планеты найдут совместными усилиями путь к новому социальному порядку.


Я бы так образно сказал: современному обществу нужны новые философские пророки, способные влиять на сознание людей, интеллектуальные кумиры, чьи концепции проектиро­вали бы новую, привлекательную для человека, социальную реальность. Все мы хорошо знаем, что «нет ничего более практичного, чем хорошая теория».


Философия — это всегда выход за достигнутые пределы. Поэтому методологические ресурсы философии неисчерпае­мы. Никто лучше философов не увидит причин того, что про­исходит в мире, системных рисков, с которыми сегодняшний мир сталкивается.


Осмысление модели будущего устройства общества как информационной цивилизации, развивающейся в гармонии с природной средой — это, вероятно, одна из центральных стратегических задач, стоящая перед философской мыслью.


В ПОИСКЕ СМЫСЛОВ И ОРИЕНТИРОВ


Второй блок проблем связан с текущим моментом жизни в на­шем Отечестве. Уже двадцать лет российское общество нахо­дится в поисках своей идентичности, новой системы ценнос­тей и собственного пути развития.


Ещё не так давно казалось очевидным, что переход Рос­сии на новый путь развития тормозится наследием недавнего прошлого. Отсюда и лозунги 1980-1990-х: «сломаем», «вы­бросим», «закрытые окна откроем». На этом фоне начались реформы, поиски людьми новых жизненных ориентиров и смыслов, которые, однако, не дали желаемых результатов. 90-е годы войдут в историю страны не столько как десяти­летие реформ, а, перефразируя слова одного философа, как «десятилетие сломанных символов».


Экономисты и социологи довольно точно установили масштаб экономических и социальных потерь. Они огромны, но ещё более существенными оказались потери духовные и нравственные. Люди до сих пор задают вопросы: мы идём или блуждаем, а если все-таки идём, то куда? Какое общество мы строим? Ради чего нужно терпеть тяготы и лишения? Ради чего результат труда трёх советских поколений был передан в руки узкого круга лиц?


Как не построить дом без фундамента, так не поднять стра­ну без чётко очерченной перспективы. Подчеркну: речь идет не о насаждаемых доктринах, которые становятся инструмен­тами манипуляции общественным сознанием, а об идейных основах культурной самоидентификации людей. О той особой сфере духовной жизни, которую нельзя потерять, не потеряв себя. За эту сферу отвечают философы, которые, как говорят, и были первыми идеологами.


ПРЕОДОЛЕТЬ НЕМЫСЛИМЫЕ МАСШТАБЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА!


Основным ориентиром политики на протяжении последних десяти лет было достижение экономического роста. Однако результаты этого роста крайне неравномерно распределялись в обществе. Поэтому экономический рост и прекратился. Мне не раз приходилось говорить, что нынешний кризис — в пер­вую очередь кризис социальный, и лишь затем экономический и финансовый. Социальная ткань нашего общества не стано­вится более прочной и упругой. Напротив, она напоминает дырявый кафтан, на который приходится ставить всё новые и новые заплатки. Главная проблема нашего общества, которую надо решать незамедлительно, — преодоление немыслимых для любой развитой страны масштабов социального нера­венства во всех его разнообразных формах.


Почему мне об этом приходится говорить? Социальное не­равенство — это не только проблема, порожденная экономи­ческими отношениями между людьми. Глубина социального расслоения напрямую зависит от действенности институтов социализации, таких как образование, участие в политической жизни, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, доступ к информационным ресурсам.


Здесь существуют серьёзнейшие проблемы. Значительная часть россиян ощущает себя ненужной государству и обще­ству. Они безразличны к делам государства. Они не чувствуют себя полноправными гражданами, не хотят участвовать в вы­борах, идти к избирательным урнам. У них не сформирована гражданская идентичность.


Заявление некоторых московских чиновников после не­давних выборов в Москве, отмеченных крайне низкой явкой, что «молчание — знак согласия», не имеет ничего общего с действительностью. На самом деле возникла одна из са­мых опасных и разрушительных угроз для новой России, связанная с растущим отчуждением людей от власти на всех её уровнях. Причин здесь много, но главную причину я ви­жу в отсутствии доверия: доверия людей к власти и друг к другу, доверия между различными социальными группами, доверия управленческой элиты к обществу… Вообще имен­но доверие мне представляется ключевым фактором, обес­печивающим эффективную власть, заинтересованное учас­тие граждан в политическом процессе и успешное развитие страны в целом.


НУЖНА ФИЛОСОФИЯ ОБНОВЛЕНИЯ СТРАНЫ


Давайте зададимся вопросом, почему даже социально актив­ные граждане, и особенно молодёжь, не идут на избиратель­ные участки? Они не доверяют власти по той причине, что на нашем политическом поле отсутствует реальная конкуренция идей и партий. А им нужен выбор. Они пойдут на выборы, ког­да от их мнения будет что-либо зависеть.


Если оценить, к примеру, сколько сил и средств местные чиновники тратят сегодня на борьбу с оппозицией, то всей этой энергии и денег хватило бы как минимум на несколько отопительных сезонов.


Иногда создаётся впечатление, что Россия в своем политическом развитии пошла по кругу, воспроизводя целые пласты недавнего застойного прошлого теперь уже в виде фарса.


Недаром Президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию так настойчиво подчеркивает необходимость преодоления гражданской пассивности людей. Более того, ставит задачи последовательного законодательного обеспечения политической конкурентности, гражданского участия и демократического процесса в целом.


Отсюда и проблема, какой должна быть философия обновления страны или каким должен быть её философский выбор. Чтобы движение шло не по кругу, а по спирали.


ФИЛОСОФСКИЙ ВЫБОР — ЭТО НЕ ВЫБОР ПОКУПАТЕЛЯ


Поэтому философскими однодневками, расцветшими в эпоху становления общества потребления, здесь не обойдёшься. Этот выбор должен опираться на историю страны, на всё бо­гатство духовной культуры народа, на ментальность людей, на их миропонимание.


Наше общество готово к переменам, но не принимает зубодробительных реформ. Именно философия должна выра­ботать цельное представление о будущем. Это должна быть ре­альная перспектива, а не философский вариант фабрики грез.


ЧТО ТОРМОЗИТ МОДЕРНИЗАЦИЮ?


Перейдём к третьему блоку вопросов. Сегодня ключевой те­мой общественной дискуссии становится «модернизация», которая должна вывести страну на новые исторические ру­бежи. В своем Послании Президент Дмитрий Медведев чётко заявил: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесто­ронняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии».


Хотелось бы иметь определение модернизации, включая его философскую составляющую, это крайне важно для по­ложительного конечного результата. Свеж пример того, как, не определившись с понятиями и смыслами, страна включи­лась в «перестройку», в надежде, что по ходу эти категории определятся сами. Печальный результат такого подхода всем нам известен.


Что тормозит модернизацию? Как преодолеть «вечное возвращение» к догоняющему развитию?


Причин много. Но есть и смысловые проблемы. К сожа­лению, для значительной части экономической и управлен­ческой элиты модернизация — это просто совокупность про­грамм, позволяющих получить дешевое финансирование из государственного бюджета.


Сколь бы ни были важны управленческие и технологичес­кие решения, главным объектом любой модернизации должно быть само общество. Проблема — не в технологиях как тако­вых, а в социуме.


Без оздоровления социальной жизни, повышения жизнен­ных стандартов значительной части населения, без отладки базовых социальных институтов — науки, образования, куль­туры, здравоохранения, образующих каркас общества, — ни­какой модернизации не будет. Любая значительная модер-низационная программа должна быть сначала теоретически встроена в широкий социальный контекст.


Возьмем информационные технологии. Философия прос­то обязана внимательно изучать новую коммуникативную си­туацию, влияние средств массовых коммуникаций, в первую очередь Интернета как открытой информационной среды на сознание человека, его поведение, на систему ценностей.


Современное информационное общество не только объ­единяет нас, создавая гигантские банки данных, компьютер­ные сети, навязывая нам одни и те же стандарты, но и разъ­единяет. Люди перестают думать, искать, оценивать события самостоятельно — им предлагают всё то, что уже решено дру­гими. Интеллектуальные усилия людей всё чаще сводятся к выбору из стандартного набора вариантов. Это, в частности, отразилось на образовании, в пресловутом ЕГЭ и тестирова­нии студентов. Фрагментарное, «клиповое» сознание нашей молодёжи уже в самое ближайшее время может превратиться в серьёзную проблему для развития страны.


В неблагополучной социальной среде Интернет исполь­зуется в основном не как средство извлечения знаний, а как средство прожигания времени и, в лучшем случае, участия в сетевых коммуникациях. Информационная активность не гарантирует успешной социализации молодёжи. Напротив, возрастает риск того, что большинство сегодняшних студен­тов и школьников уже не смогут овладеть основами научного исследования, селективного отбора информации, выделения в ней важного и отсеивания лишнего. Один из парадоксов интернетизации страны состоит в том, что в сельских школах Интернет становится частью повседневной жизни школьни­ков гораздо быстрее, чем меняется окружающая их отсталая социальная реальность.


К сожалению, модернизация всё ещё не осознана как ак­туальная философская задача первостепенной значимости. Страна не может никуда двигаться без ясно осознанных и твёрдо усвоенных стратегических перспектив.


ФИЛОСОФИЯ ДОЛЖНА ВЛИЯТЬ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Четвертый, и последний момент. Не могу не сказать вновь о связи философии и политики. Встречаясь с учёными-фи­лософами два года назад, я призывал не уходить в чистый академизм. Крайне необходимо активное участие филосо­фов в политическом процессе, в продвижении политичес­кой культуры населения. Я хотел бы сегодня вновь вернуть­ся к этой теме.


Философия своими концептуальными разработками обще­ственных проблем, таких как политические институты обще­ства, социальная справедливость, демократические процессы, гражданское участие, межкультурный диалог и многих других, прямо влияет на содержание политической деятельности. К примеру, на те программы, которые создают современные по­литические партии. Многие известные западные философы, в частности, Поппер, Хабермас, Хантингтон, Роулз, активно при­влекались для политических консультаций. Можно заглянуть в историю еще глубже — идеи английских либералов и фран­цузских просветителей оказали огромное воздействие на творцов американской Конституции. К сожалению, в коридо­рах нашей власти мы редко видим сегодня видных философов и учёных, а ведь значимость их консультаций и конкретной помощи для принятия ответственных политических решений и общего развития политической культуры общества трудно переоценить.


Вместе с тем «вторжение» философских идей в политику не должно служить политической конъюнктуре, строиться на сервилизме — не должно, прямо скажем, угождать начальни­кам. Вульгарное или утилитарное отношение к философии со стороны политиков превращает её в «интеллектуальное мел­ководье». Философия в политике — это прежде всего форми­рование содержательного и ответственного стиля политичес­кого мышления.


УМЕТЬ РАСПОРЯДИТЬСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВОБОДОЙ


Сегодня философ действует как «свободный художник». Но нужно уметь распорядиться этой свободой. Философия боль­ше не нужна ни в роли служанки, интерпретатора или высо­комерного наставника. Её задача в другом. Она располагает такими средствами решения современных проблем человека, какими не располагает ни одно другое гуманитарное знание. В этом её сила и ответственность. Хочется надеяться, что фи­лософы в этот переломный момент мировой и российской ис­тории окажутся на высоте задач, стоящих сегодня перед Рос­сией, помогут обрести ей новое видение будущего.


Источник: "Вестник актуальных прогнозов. Россия: третье тысячелетие".-2009.-№22