Нужно активно модернизировать металлургическую отрасль, а не экономить на зарплатах рабочих

18 июля 2020

Несмотря на ряд позитивных подвижек, металлургическая отрасль сегодня находится в непростом положении. Исторически комплекс занимает в российской экономике важное место. Его доля в ВВП составляет около 5%, в промышленном производстве – более 17%, а в экспорте – 14%. Доля в грузоперевозках – около 20%, в потреблении электроэнергии – порядка 30%. Отрасль приносит в казну 5% налоговых платежей. С металлургией тесно связана машиностроительная отрасль, и кризис в производстве автомобилей здесь оказывает большое значение.

Одна из главных проблем металлургии, как, впрочем, и всей отечественной промышленности, – очень серьёзная степень износа оборудования. Она доходит до 60-70%. При этом речь идёт не только о материальном, но и моральном старении, значительной технологической отсталости. Наглядный пример –  до сих пор продолжается производство стали неэффективным мартеновским способом, продолжают применять устаревшие агрегаты по прокатке слитков в заготовки. Надо уже сейчас выделять дополнительные средства на обновление оборудования, нельзя рассчитывать на то, что мы и дальше будем катиться по инерции!

metal

Помимо установки нового оснащения нужно активно заняться и обновлением технологий. Сейчас, по сравнению с аналогичными зарубежными предприятиями, у нас заметно выше удельные расходы сырья, энергетических и материальных ресурсов. Напрямую с отсталыми технологиями связана и недостаточная производительность труда, низкий уровень внедрения инноваций, несогласованность российских и иностранных стандартов на металлопродукцию. Всё это выливается в низкую конкурентоспособность на мировом рынке. Печально, но факт: наша металлургия поддерживает приемлемую рентабельность главным образом за счёт дешевого сырья и низких зарплат рабочих. Считаю, что такой подход совершенно недопустим. Нужно серьёзно вкладываться в модернизацию отрасли, а не экономить на нашем главном ресурсе – людях труда!