Монополизм маркетплейсов требует законодательных решений

26 января 2024

Ситуация на рынке онлайн-торговли доказывает необходимость скорейшего принятия предложений СРЗП по регулированию отрасли.

Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие маркетплейсы Wildberries и Ozon коллективно занимают доминирующее положение, около 80% рынка, заявил глава ФАС Максим Шаскольский. Само по себе это не является нарушением, хотя на маркетплейсы поступает множество жалоб от клиентов и партнёров, отметили в ведомстве. При этом ФАС ограничена в возможностях реагирования из-за действующего моратория на проверки IT-компаний, поэтому служба подчеркивает “важность механизма саморегулирования” в отрасли.

ФАС пришла к очевидным выводам и при этом расписалась в собственном бессилии. Монополизм маркетплейсов и ситуация на рынке в целом доказывают, что одного саморегулирования недостаточно. Необходимо скорейшее принятие законодательных решений, на которых настаивает наша фракция.

В частности, мы призывали вывести маркетплейсы из-под моратория на проверки IT-компаний. А главное, еще в конце сентября “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ” внесла в Правительство программный законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов, который устанавливает четкие правила игры для всех участников рынка. Ведь на сегодня пресловутое саморегулирование в отрасли все больше напоминает самоуправство. Когда онлайн-площадка может устанавливать какие угодно правила для потребителей, продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов, менять эти правила в любую минуту, вводить какие угодно штрафные санкции – всё это в одностороннем порядке. Принятие нашей инициативы снизит риски монополизма и произвола.

Законопроект “СРЗП”, разработанный совместно с депутатами других фракций, детально определяет взаимоотношения онлайн-платформ с покупателями, продавцами, другими партнёрами.

Например, согласно законопроекту, маркетплейсы не смогут больше распоряжаться счетами партнеров как своими собственными – списывать с них произвольные поборы и штрафы. Также маркетплейсам закрывается нынешний свободный доступ к личным кабинетам продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов. И главное, все правоотношения платформы со своими партнёрами должны быть отражены в публичных договорах, которые содержат четкие условия санкций, возможные суммы штрафов. Условия договоров могут пересматриваться по соглашению сторон не чаще раза в год, сейчас онлайн-площадки меняют их с десяток раз ежегодно.

Законодательное регулирование поможет развитию перспективной и важной отрасли.

Маркетплейсы – это значимый сегмент онлайн-торговли, это успешный крупный бизнес, в который вовлечены миллионы людей. Но успех крупного бизнеса должен обеспечиваться в рамках закона, без ущемления чужих прав.