История в школе: объективность не должна быть бесстрастной

18 июня 2013

Научное и педагогическое сообщество продолжает работу над единой концепцией школьного исторического образования. На выходе первая версия этой концепции. К концу года она должна быть готова – таково поручение Президента. Но в данном случае уместно сказать, что это поручение к исторической науке и всего нашего общества. У граждан страны есть четко осознаваемая потребность иметь более устойчивую и принимаемую большинством оценку отечественной истории. Прежде всего, конечно, истории минувшего века.


События времен Ивана Грозного или Дмитрия Донского могут вызывать споры, но вряд ли эти споры способны реально влиять на общественную и политическую жизнь страны. Другое дело – трагичная и героическая история ХХ века. Это естественно: чем ближе, тем горячее. В личной биографии каждого человека есть моменты, которые он на протяжении всей своей жизни пересматривает и переоценивает. Что уж говорить об общей биографии миллионов – об истории страны. Так что судьба у концепции явно будет непростой.


Споры и разногласия естественны и необходимы. Но недопустима подтасовка фактов, сознательные умолчания о каких-то важных страницах истории или, напротив, конъюнктурное выпячивание отдельных лиц и событий. В то же время объективность не должна быть бесстрастной. Ведь цель всей этой кропотливой работы только тогда будет достигнута, когда молодой человек, заканчивающий школу, будет воспринимать историю страны как личное переживание.

А для этого одной концепции мало. Авторы будущих учебников должны обладать педагогическим и литературным талантом, какой был у наших замечательных историков прошлого. В противном случае их учебники, даже основанные на самой совершенной концепции, и сами быстро канут в историю.