13 ноября 2003
На первой совместной пресс-конференции блока спикеров верхней и нижней палат российского парламента глава Совета федерации и лидер Российской партии ЖИЗНИ Сергей Миронов заявил: в новой Госдуме партия намерена заняться борьбой с бедностью и добиться статуса госслужащих для ученых, врачей и учителей. Подробностями партийных шагов в этом направлении он поделился с “Известиями”.
Когда речь заходит о социальных вопросах, обычно звучит: экономика страны в плачевном состоянии, важнее сначала найти способы заработать, а уж как расходовать заработанное, придумать проще. Такой точки зрения придерживаются главным образом представители бизнеса и экономисты, забывая, что социальная сфера – область весьма доходных инвестиций – инвестиций в человеческий капитал. Тому подтверждением и исследования нобелевского лауреата в области экономики Т. Шульца. Более того, переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной стал возможен именно за счет форсированных инвестиций в человеческий потенциал.
Но политические преобразования и формирование рыночных отношений осуществлены в России за счет падения жизненного уровня большинства (более 80%) граждан. Кризисные явления в соцсфере опасны не только в политическом плане (активизируется протестный потенциал населения), они блокируют и экономическое развитие страны. Средние показатели роста реальных доходов не должны вводить в заблуждение – они составляют лишь половину того, что имело население в 1991 году. Кроме того, в условиях поляризации жизненного уровня средние индикаторы создают иллюзию благополучия.
Вопреки действующей Конституции и Трудовому кодексу минимальная заработная плата составляет сегодня менее четверти от прожиточного минимума; треть работников (около 20 млн) имеет заработок ниже прожиточного минимума, две трети (около 40 млн) получают зарплату, не обеспечивающую прожиточного минимума для себя и одного ребенка. При этом разрыв средней зарплаты между наименее и наиболее оплачиваемыми работниками – почти в 30 раз. Дифференциация доходов 10% мало- и высокообеспеченных групп населения приближается к латиноамериканским странам. Почти половина домохозяйств (40%) не имеют сбережений вообще, в то время как 2% наиболее богатых семей концентрируют более половины общего фонда накоплений населения. Бедность, безработица, крушение планов привели к тому, что десятая часть городского населения оказалась на “социальном дне”.
Сегодня регистрируемая безработица составляет более 1 млн человек, а регламентная – около 6 млн. Деформирована система соцобеспечения и обслуживания, что стало следствием снижения ее финансирования в условиях, когда государственные обязательства законодательно не отменялись. Средняя пенсия составляет менее одной трети от средней зарплаты и лишь в этом году приблизилась к прожиточному минимуму.
Тем не менее в силу инерции и благодаря высокому образовательному уровню населения Россия по-прежнему обладает значительным экономическим потенциалом. В то же время структура спроса рабочей силы находится в катастрофической диспропорции к квалификации. Поэтому нередко торговцы-“челноки” и частные извозчики обладают не только высшим образованием, но и учеными степенями. Для любого экономиста очевидно: использование доктора математики в качестве водителя сродни отоплению жилища ассигнациями или применению компьютера в качестве гнета для засолки капусты.
Чтобы не допустить прогрессирующего “вымирания нации” и сокращения ее интеллектуального потенциала, необходимо реализовать следующие меры в сфере образования и здравоохранения.
Меры в сфере образования:
– предусмотреть программу поэтапного повышения зарплаты работникам образования, обеспечивающую к 2007 г. достижение уровня, на 15% превышающего средний уровень зарплаты по стране; в рамках бюджетного финансирования предусмотреть в течение 2004-2007 гг. увеличение надбавок профессорско-преподавательскому составу государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: за звание доцента – до 7 тыс. рублей в месяц, профессорам – до 10 тыс. рублей; повысить уровень оплаты труда научно-педагогических кадров (в 3-10 раз, в зависимости от типа учебного заведения и квалификации работника);
– ввести для научно-педагогических работников вузов квалификационные ранги, распространив на них статус федеральных госслужащих в части, относящейся к социальному и пенсионному обеспечению.
Поддержка молодежи:
– необходимо продолжить работу по отбору и образованию полностью за госсчет талантливой молодежи, сохранив при этом систему специальных школ и интернатов для одаренных детей, расширив сеть олимпиад по разным областям науки; ввести 45-50 тысяч целевых госстипендий для поддержки талантливых молодых учителей, преподавателей и исследователей.
Научные исследования в вузах:
– в рамках бюджетного финансирования предусмотреть в течение 2004-2007 гг. увеличение объемов затрат на науку в вузах в размере не менее 20% общего объема финансирования науки гражданского назначения; установить систему персональных целевых выплат ведущим научно-педагогическим работникам для стимулирования их научной деятельности, командировок, приобретения литературы;
– определить перечень ведущих университетов, имеющих научные школы мирового класса, и разработать специальную программу их поддержки; усилить заботу о фундаментальных исследованиях путем ежегодной целевой поддержки развития инфраструктуры ведущих университетов (по 300 млн рублей в год каждому).
Очень важно продолжить и усилить работу по сохранению общего образовательного пространства на территории СНГ, по укреплению ведущей роли русского языка как средства межнационального и межкультурного общения.
Меры в сфере здравоохранения:
Сегодня система финансирования услуг по здравоохранению представляет собой неудачный гибрид страховой схемы и госвыплат. Страховой компании, получающей страхователей по разнарядке, нет интереса защищать интересы клиента перед поставщиком услуг – медучреждением. В свою очередь, медучреждение заинтересовано только в увеличении койко-дней в стационаре, а не в качестве услуг. С другой стороны, неэффективный госконтроль приводит к перманентной нехватке денег в системе, также порождающей низкое качество услуг.
Необходима новая схема финансирования: государство предоставляет всем “базовый набор” наиболее необходимых медицинских услуг. Этот пакет финансируется за счет налогов – части средств от поступлений ЕСН и других. “Базовый набор” обеспечивается всем без исключения, вне зависимости от размера доходов. Вторая часть – услуги сверх, или страховая часть. Она также состоит из двух систем: обязательной и добровольной. Стандарт обязательного медстрахования формируется государством, но страховую компанию, предоставляющую услуги и определяющую в рамках, установленных государством, цену страховки, может выбирать сам клиент. Оплачивает это обязательное страхование работодатель клиента или сам клиент, полностью вычитая эти расходы из налогооблагаемой базы.
Добровольное страхование, касающееся в первую очередь более высоких стандартов обслуживания, с точки зрения защиты прав потребителей регулируется государством (сверх обычного регулирования страховых компаний), а расходы по нему, в определенных пределах, уменьшают налогооблагаемую базу.
Повышение качества “базового набора” медицинских услуг надо обеспечить за счет увеличения бюджетных расходов на здравоохранение. Для этого необходимы такие изменения в законодательстве, которые предусматривали бы отчисления части средств от продажи алкоголя и табака на нужды текущего финансирования и развития здравоохранения России.
Источник: ("Известия" (Москва).-13.11.2003.-№208.-с.3)
Полезные ссылки
- Запретительные меры ударяют по карманам автовладельцев
- Европа, провоцируя войну с РФ, наступает на старые грабли, но получит по лбу кувалдой
- Есть способ предотвратить рост цен на бензин
- Без отказа от либеральных догм в экономике бедность не победить
- В Послании Президента будут ставиться стратегические задачи в социальной сфере