Интересы российских авиаперевозчиков и пассажиров диаметрально противоположны

27 сентября 2017

Российские авиаперевозчики весьма бурно отреагировали на недавнее предложение депутатов фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ о десятикратных компенсациях пострадавшим от овербукинга пассажирам. Буквально на следующий день после того, как наша инициатива была озвучена, представители авиакомпаний наперебой принялись публиковать “экспертные” мнения в СМИ и уверять людей, что предлагаемые нами меры спровоцируют рост цен на билеты, а перевозчики разорятся.

В то же время на самых разных форумах стали появляться многочисленные комментарии с горячим одобрением нашей инициативы. Люди описывали ситуации, в которые им доводилось попадать по вине российских авиакомпаний. Сорванные отпуска, опоздания на работу, на мероприятия, денежные и временные потери, судебные разбирательства, нервные срывы.

Кто часто летает самолётами, тот знает, что такое овербукинг. Суть проста: авиакомпании продают билетов больше, чем имеется мест в лайнере. Эта общемировая практика существует для того, чтобы минимизировать коммерческие риски авиаперевозчиков, связанные с отказами пассажиров от полётов в силу каких-то причин. Сегодня во многих странах этот механизм вполне законен и хорошо отлажен, позволяет соблюдать интересы людей и давать хорошую прибыль перевозчикам.

Теперь давайте посмотрим, как это работает России. Начнём с того, что овербукинга у нас как бы не существует, поскольку необходимые для этого поправки в Воздушный кодекс не были внесены, хотя и обсуждались. На деле же авиаперевозчики довольно активно используют овербукинг, но стараются в этом не признаваться. Только тщательные проверки контролирующих организаций позволяют устанавливать подобные факты.

За примерами далеко ходить не надо – в апреле этого года в Москве на борт самолёта не приняли маму с ребёнком-инвалидом. Отговорились тем, что женщина прибыла на регистрацию за две минуты до её окончания. Предложили другой рейс из другого аэропорта, куда надо было добираться через весь город. Естественно, женщина отказалась. Росавиация проверила этот безобразный случай и установила, что пассажиры стали жертвами овербукинга, им продали лишние билеты.

Самое некрасивое в этой ситуации, что двухлетний малыш, страдающий ДЦП, вовсе не стал для работников авиакомпании аргументом, чтобы найти какой-то приемлемый выход. Ведь можно было попросить кого-то из пассажиров полететь другим рейсом, предложив хорошую компенсацию. Но авиакомпания не сочла нужным это сделать. Надо ли что-то ещё говорить о порядочности и ответственности российских авиаперевозчиков?

На форумах, посвящённых авиаперевозкам, можно прочесть огромное количество отзывов людей, которым довелось стать “лишними” пассажирами. Сегодня перевозчики предлагают им в качестве компенсации талоны на питание от 350 до 600 рублей и некий ваучер в среднем на 2500 рублей, который можно использовать при следующем полёте. И обязательно подписать некое соглашение, в котором пассажир отказывается от своего рейса чуть ли не по собственной инициативе. При этом авиакомпании стараются не дать людям на руки ни одного подтверждающего ситуацию документа, чтобы не было обращений в суд. Иначе как беспределом назвать такое трудно. Перевозчики хотят только получать прибыль и как можно меньше выплачивать компенсаций за свои ошибки, которые оборачиваются для пассажиров денежными убытками и неудобствами.

Проблема овербукинга при авиаперевозках в России касается огромного числа граждан. Поэтому законопроект, предложенный Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, вызвал столь широкий общественный резонанс. Даже министр транспорта России Максим Соколов выразил готовность поддержать нашу идею. Правда, при условии, что авиаперевозчики её одобрят. При этом я не понимаю, почему одобрение авиаперевозчиков для министра транспорта страны является решающим и зачем оно ему. Почему бы министру в данном случае не ориентироваться на мнение пострадавших от овербукинга граждан?

Своей инициативой мы задели за самое больное у пассажиров – невозможность отстоять свои права и за самое дорогое у авиакомпаний – возможность грести немалые деньги за лишние билеты. Интересы диаметрально противоположные. Возможно ли привести их к единому знаменателю без серьёзных денежных компенсаций в пользу обманутых людей – вопрос риторический. Я думаю, нет. На наших перевозчиков бесполезно пытаться действовать убеждениями. Их надо наказывать рублём.

Будет или не будет узаконен овербукинг в России неизвестно, а восстановить справедливость для людей надо сегодня. Потому мы и выдвинули свою инициативу о десятикратных компенсациях пассажирам за овербукинг от перевозчиков. Думаю, что многие россияне эту инициативу поддержат.