Ещё раз об оптимизации медучреждений

2 февраля 2018

На одном из последних заседаний осенней сессии Государственная Дума ФС РФ приняла несколько поправок в закон об основах охраны здоровья граждан. Прежде чем принимать решение о закрытии того или иного медучреждения в том или ином населённом пункте, предлагается получить согласие специальной комиссии. В её состав, предположительно, должны войти местные чиновники, представители профессиональных медицинских сообществ и представители общественности.

Я не спорю, что давно надо положить конец «оптимизационному» беспределу в медицине. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ неоднократно высказывалась против необоснованного сокращения медучреждений. Так что поправки вроде бы и нужные, только почему-то читаешь законопроект и думаешь: а как это будет работать?

Ведь речь идёт не о том, чтобы исправлять последствия необоснованной оптимизации, открывать новые больницы, поликлиники или амбулатории. И даже не о том, чтобы просто запретить закрывать оставшиеся. А о том, чтобы формально, через комиссию, спросить жителей городов и сёл, хотят ли они, чтобы в их городе, посёлке или хуторе закрыли то или иное медучреждение. Мне кажется, мнение людей в таких случаях всегда отрицательное. Так зачем же спрашивать очевидное, да ещё с комиссией?

Все мы знаем, как власти на местах умеют формировать «мнение общественности» в угоду вышестоящим начальникам. Чиновники, которые войдут в состав данной комиссии, вряд ли будут противиться указке сверху.

Может, не надо городить этот заведомо бесплодный огород, а стоит открыто признать ошибки и начать исправлять их на деле, а не на словах? И не перекладывать все проблемы на людей, мол, нужна вам больница – протестуйте, не давайте закрывать. А если закроют – сами виноваты, не смогли отстоять свои интересы.

Количество медучреждений продолжает сокращаться, что вызывает тревогу граждан, сомнения в возможности улучшения качества и доступности медицинской помощи – так пишут авторы законопроекта в пояснительной записке. Что ж, после того как оптимизаторы разгромили систему здравоохранения, граждане вправе сомневаться.

Авторы законопроекта сами приводят статистические данные: с 2000 по 2015 годы количество больниц в России сократилось в два раза – с 10,7 до 5,4 тыс. Количество доступных населению больничных коек упало на треть, а в сельской местности – на 40%.

Министерство здравоохранения гордится новыми крупными медцентрами. Я не спорю, что это нужно и прогрессивно. Но эта гигантомания вместо шаговой доступности лишь осложнила жизнь людям из глубинки. Всё чаще из разных регионов мы слышим, что единственная в селе больница ликвидирована и местным жителям приходится ездить в соседние населённые пункты за медицинской помощью, иногда за 100 километров.

Ещё год назад председатель Счётной палаты Татьяна Голикова, выступая перед депутатами Государственной Думы ФС РФ, сказала: из 130 тысяч сельских населённых пунктов в стране только в 45 тысячах можно получить хоть какую-то медицинскую помощь.

Недавно министерство здравоохранения предложило лечить россиян по интернету, и в Государственной Думе ФС РФ уже разработали законопроект о телемедицине. Но в отдалённых сёлах и городках зачастую даже интернета нет, не говоря уже о необходимых для телемедицины компьютерах.

При таких обстоятельствах не поправки про комиссии надо принимать, беспомощные и запоздалые, а бить во все колокола – система отечественного здравоохранения чрезвычайно серьёзно больна! Если не начать предпринимать кардинальные меры – через несколько лет поздно будет пить боржоми.